Эта противоречивая наука воспитания


8 года 8 мес. назад #34304 от Андреас Штоль
Тема воспитания (образования) несомненно является важной в любом обществе.
Привожу здесь отрывок из своей книги "Диагноз: ТРИЗ"
Многие положения ТРИЗ я лично считаю универсальными, применимыми в самых различных областях.
Я изучаю ТРИЗ много лет. "Заболел" им еще в восьмидесятых, со временем "переболел", а к некоторым положениям приобрел даже своеобразный иммунитет.

Может, кого-то заинтересует, как находят свое отражение идеи ТРИЗ в педагогике.

Вложенный файл:

Имя файла: Glava_5_7_...gika.pdf
Размер файла:644 KB
Вложения:

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.


8 года 8 мес. назад #34305 от Арман Баянгалиев
По-моему, великолепно.
Благодарю, Вас, Андреас!

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.


8 года 8 мес. назад #34309 от Андрей Николаевич

Арман Баянгалиев пишет: По-моему, великолепно.
Благодарю, Вас, Андреас!

Я бы не делал поспешных выводов. Данная статья имеет к воспитанию, а тем более к обучению очень слабое отношение. Я знаю об опытах применения ТРИЗ для развития воображения у дошколят. Да, есть что использовать, только для всего остального есть педагогика.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.


8 года 8 мес. назад - 8 года 8 мес. назад #34314 от Андреас Штоль

Андрей Николаевич пишет: Данная статья имеет к воспитанию, а тем более к обучению очень слабое отношение. Я знаю об опытах применения ТРИЗ для развития воображения у дошколят. Да, есть что использовать, только для всего остального есть педагогика.

А кто бы спорил?
Это же лишь фрагмент, который выставлен для чтения "в комнате отдыха" :-) Это "мысли вслух".
Для Вас еще раз сброшу ссылку , где более широко рассмотрен круг этих вопросов. И всеобщее "оТРИЗвление" педагогики там рассматривается довольно критично. В т.н. ТРИЗ-педагогике теперь АБСОЛЮТНО ВСЕ называют ТРИЗом. Используются всем известные упражнения по развитию внимания - ТРИЗ, тренируется воображение специальными упражнениями - ТРИЗ, что-то из чего-то составляется (значит системы и подсистемы) - ТРИЗ. Слова из буковок составляют? Это тоже - ТРИЗ. :( Вот так это преподносится. А по-моему - это ерунда полная!


Поскольку Вы пишите, что знакомы с опытом обучения дошкольников, то Вы, конечно,знаете книгу М.Н.Шустермана про колобка. Я на эту тему дискутировал как с самим Михаилом Наумовичем, так и с другими сторонниками РТВ. Тема использования сказок очень серьезная... Сказка сказке - рознь. Придется чуть позже выложить еще фрагмент, из которого будет видна моя позиция.
В основе выводов лежат исследования применения элементов ТРИЗ в детских садах (мы, т.е. отраслевой НИИ, специально их проводили), которые выявили ряд не только положительных, но и отрицательных эффектов. Об этом я писал еще лет 20 назад (есть публикация и в журнале ТРИЗ).

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.


8 года 8 мес. назад - 8 года 8 мес. назад #34321 от Андреас Штоль

Андрей Николаевич пишет: Я знаю об опытах применения ТРИЗ для развития воображения у дошколят.

РТВ-шники часто используют сказки как прием для развития воображения.
Вот "наш ответ Колобку" (см. след. фрагмент) ;)
Здесь уделено внимание психологическим аспектам сказки. Сказка - ЭТО СЕРЬЕЗНО!!!

Вложенный файл:

Имя файла: Glava_5_6_Skazki.pdf
Размер файла:407 KB
Вложения:

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.


8 года 8 мес. назад #34324 от Андрей Николаевич

Андреас Штоль пишет: ..."оТРИЗвление" педагогики там рассматривается довольно критично...

Андреас, убедительная просьба, не трогайте воспитание и обучение детей. Развитие отдельных навыков, да, наверное, но не воспитание и обучение вообще. Кроме того, я бы вообще запретил детям говорить это слово, да и воспитателям, тоже. ЭЛЕМЕНТЫ ТРИЗа надо использовать в воспитании, и только.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.


8 года 8 мес. назад - 8 года 8 мес. назад #34329 от Андреас Штоль

Андрей Николаевич пишет:

Андреас Штоль пишет: ..."оТРИЗвление" педагогики там рассматривается довольно критично...

Андреас, убедительная просьба, не трогайте воспитание и обучение детей.

У меня такое впечатление, что со мной беседует секретарь горкома партии по идеологии :) Особенно когда Вы говорите что Вы там запрещаете! B)
Перефразируя классика, "в мои лета должно уж сметь свое суждение иметь!"
Но все же по-моему, Вы меня с кем-то путаете :-). Поскольку книгу Вы не читали, Вам, конечно, сложно составить полное представление о моем отношении к проблематике ТРИЗ и педагогика. И похоже, Вы не заметили иронии в моем сообщении выше, когда я писал, что под ТРИЗ в школах вообще понимают бог знает что (я выделил сейчас кое-что).
ТРИЗ в школах - часто пародия или карикатура!

1) Я - один из активных противников так называемой ТРИЗ-педагогики. Вот мнение Королева В.А., которое я полностью разделяю: "«Нельзя смотреть на окружающий мир как на непаханое поле. Нельзя считать, что если в ту или иную область не ступала нога тризовца, то всё сделанное там (в данном случае – в социальной сфере) предшественниками – пустое место. Нельзя допускать перерастания ТРИЗ в общество воинственных, самонадеянных дилетантов. Нельзя забывать, что ТРИЗ – это только логический аппарат, годный только для описания процессов развития в фазе качественных скачков»"

2) Считаю абсолютно вредным призывы к обучению ТРИЗ всех и каждого, во всех школах, на занятиях по всем предметам. Чушь полная! Если Вас не убедят мои слова - сброшу ссылку, например, на форум, где я давным-давно горячо выступал против этого. Да и в книге этому посвящен целый раздел: "Как я понимаю ТРИЗ"

Вот фрагмент:

Итак, в обществе, в частности, в педагогических кругах наблюдается признаки распространяющейся болезни под названием «ТРИЗ». Симптомы:
1.Благодаря сверхактивной деятельности отдельных представителей школ ТРИЗ происходит «быстрое заражение» идеями «массового обучения» творчеству исключительно на основе ТРИЗ.
2.Наряду со стремлением освоить «универсальную и бесспорно эффективную» методику ТРИЗ у «заболевших» наблюдается аппатия по отношению к известным и хорошо зарекомендовавшим себя существующим методикам обучения.
3.В школах насаждается неразработанная методика преподавания ТРИЗ, основанная на поверхностном знаний самих основ ТРИЗ.
4.Наблюдающаяся «порча» самой школы ТРИЗ, большое количество дилетантов в рядах ТРИЗ, выдающих себя за экспертов или разработчиков.
5.Внедрение ТРИЗ в учебный процесс без какого-либо учета возрастных и психологических закономерностей.
6.Неоправданное «разрастание» ТРИЗ и распространение ее на другие области знания, свидетельствующие скорее о количественном, нежели о качественном развитии.

Поэтому считал и считаю, что возможно, как Вы и отметили, ознакомление лишь с отдельными элементами ТРИЗ.
Такие вещи как ТРИЗ я вообще считаю полезно изучать в рамках самообразования, когда человек способен взять для себя только то, что считает полезным.
Мое личное мнение по поводу образования (не переживайте, оно не повлияет отсюда на Российское образование :) ) :
Я впервые познакомился с ТРИЗ из книги "Творчество как точная наука", будучи студентом физфака.
И если бы нам тогда заменили два семестра истории КПСС, два семестра научного коммунизма и один семестр научного атеизма (все вместе) ХОТЯ БЫ на один семестр по основам ТРИЗ - лично я был бы просто счастлив!

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.


8 года 8 мес. назад #34345 от Михаил Шустер

Андрей Николаевич пишет: убедительная просьба, не трогайте воспитание и обучение детей

Если бы была опция "унлайк", я бы ее здесь применил. -100500
Спасибо сказали: Андреас Штоль

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.


8 года 8 мес. назад #34362 от Андрей Николаевич

Андреас Штоль пишет:

Андрей Николаевич пишет:

Андреас Штоль пишет: ..."оТРИЗвление" педагогики там рассматривается довольно критично...

Андреас, убедительная просьба, не трогайте воспитание и обучение детей.

У меня такое впечатление, что со мной беседует секретарь горкома партии по идеологии :) Особенно когда Вы говорите что Вы там запрещаете! B)...
Такие вещи как ТРИЗ я вообще считаю полезно изучать в рамках самообразования, когда человек способен взять для себя только то, что считает полезным...

Первое. Я ничего не запрещал, а только просил! Второе. Ничего против работы третьего секретаря райкома партии я не имею. Считаю, что там было больше полезного. Третье. Спасибо за разъяснение вашей позиции относительно ТРИЗ в воспитании. Но тогда поясните цель ветки.

Андреас Штоль пишет: Тема воспитания (образования) несомненно является важной в любом обществе. (1)
Привожу здесь отрывок из своей книги "Диагноз: ТРИЗ" (2)
Многие положения ТРИЗ я лично считаю универсальными, применимыми в самых различных областях.(3)
Я изучаю ТРИЗ много лет. "Заболел" им еще в восьмидесятых, со временем "переболел", а к некоторым положениям приобрел даже своеобразный иммунитет.

Может, кого-то заинтересует, как находят свое отражение идеи ТРИЗ в педагогике. (4)

Какой пункт выбрать 1, 2, 3 или 4?
Спасибо сказали: Александр Филонов

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.


8 года 8 мес. назад - 8 года 8 мес. назад #34373 от Андреас Штоль

Андрей Николаевич пишет: Я ничего не запрещал...

и далее, развивая Вашу мысль Вашими же словами: "А если бы мог ...

Андрей Николаевич пишет: ... я бы вообще запретил детям говорить это слово, да и воспитателям, тоже.

Андрей Николаевич пишет: ... поясните цель ветки.


Да не было особой цели. :) Загляните в Анекдоты, проследите логику сообщений. Был проявлен интерес, предложили "В комнате отдыха" выложить информацию...
Итак: Вы - в комнате отдыха, на столе журнальчики лежат. Много... Разные... Среди них парочка "от меня".
Открыли, полистали... Не интересно - закрыли, открыли другой. Вот так я это вижу. Не стоит особо заморачиваться! Тем более что тексты не научные, не методические (если вы, конечно, не судите о содержании по обложке)...
Но поскольку Вы бросились защищать от меня систему образования, рискну предположить, что Вы к ней имеете непосредственное отношение и собственные взгляды. Не сбросите ссылочку, чтобы с ними можно было ознакомиться? Тогда можно дискутировать предметно, на одном языке. А то ведь по имени и отчеству трудно определить Ваши интересы, взгляды, которым Вы придерживаетесь, правильно понять или оценить Вашу позицию. Тогда и мне будет проще отвечать на Ваши вопросы предметно.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Работает на Kunena форум