Чтобы у нас что-то получилось с ЛИН, мы должны быть честными


11 года 7 мес. назад - 11 года 7 мес. назад #218 от Александр Пятков
21 августа 2006 года в «Эксперте» была опубликована статья «Пошел ты на гембу муду разгребать». Статья в целом завлекательная. Это было сделано почти сразу после Первого Российского ЛИН-форума. Тогда была некоторая эйфория.
Мне тогда прислали ссылку на статью
www.expert.ru/printissues/expert/2006/30/sistema_toyota_dlya_rossiyskih_kompaniy/
Прочитал я статью и как-то тоскливо стало. В статье черном по белому было написано (это в 2006 году):
"Опрос руководителей более 700 предприятий в различных регионах России, проведенный ИКСИ в марте-апреле 2006 года, выявил, что 32% предприятий уже имеют опыт внедрения инструментов ЛИН — от попытки применения хотя бы одного инструмента на пилотном участке до масштабной модернизации всех производственных процессов. Большинство пока ограничивается применением одного-двух инструментов. Масштабные же проекты, затрагивающие различные производственные процессы, ведутся только на 5% предприятий".
Подумать только. Выборка опроса претендует наверно на статистику. Но даже если взять эти 700 предприятий. 5% - это 35 предприятий, на которых ведутся масштабные лин-проекты. Что же это за предприятия, где они, эти 35 ? А на 224 предприятиях (32%) не просто книжки прочитали, а уже имеют опыт применения лин-инструментов.
А я тут целый год ищу (в 2006 году) хоть одно предприятие в России, где действительно созданная Toyota-образная система, которая дает реальный эффект, и всё это можно посмотреть вживую, не в форме презентации, а прямо в Гемба. Да что-то не получается у меня найти такое.

Что Вы думаете, коллеги, такие данные добавляют оптимизма? С какой целью это было сделано? Или это было просто безобидная шутка? И что мы сейчас, через 3 года должны думать об этом?

Пожалуйста Войти , чтобы присоединиться к беседе.


11 года 7 мес. назад - 11 года 7 мес. назад #219 от Дмитрий Стукалов
Александр,

Прочитал статью с огромным удовольствием! Если б она мне попалась в 2006-м, я бы на нее молился - есть что почерпнуть самому и есть что донести руководству!

Как человеку близко знакомому с математической статистикой (и даже преподававшему эту дисциплину), мне хочется от всей души воскликнуть - нет, выборка не представительна! Но, как человеку, который имел возможность поработать на нескольких промышленных предприятиях, мне остается только развести руками и позавидовать тем, кто попал в 5-ти процентный интервал.

С третьей стороны, как неоднократно замечал Odissey-Алексей, мой оптимистичный характер, и смею надеяться, что не только мой, не позволяет мне (надеюсь, что не только мне) впасть в уныние и молча отрабатывать свой кусок хлеба. Трудности есть и они вполне очевидны. Но, благодаря трудностям, мы имеем возможность ставить себе цель, мечтать о лучшем и потихоньку раздувать огонь перемен, сначала в своих умах, а потом и в душах людей, которые нас окружают. Не хочу быть оракулом, но даже если наши усилия дадут о себе знать через 1000 лет, мне кажется, что наши усилия будут потрачены не зря.

SocialLean.ru - улучшение процессов, развитие социальной среды

Пожалуйста Войти , чтобы присоединиться к беседе.


11 года 7 мес. назад #222 от Александр Пятков
В 2006 году было уже доступно достаточно много переведенных книг по бережливому производству, т.е. не было дефицита информации, чтобы начать «молиться» на статью. С другой стороны, очень хотелось и тогда, и сейчас найти реальные российские предприятия, где ведутся масштабные Лин-проекты (не для показухи), с вовлечение высшего руководства и рабочих (не для показухи)… Кто жил при «коммунистах», тот знает, как отличались слащавые лозунги и «новости» от реальной жизни. Тогда общество приучили к ДВОЙНЫМ СТАНДАРТАМ (= смертельное зло!). Чем это кончилось?... Ближе к теме – чем кончилось внедрение стандартов качества (ISO 9001:2000)?... Почти во всех книгах по темам Лин, Качество, Лидерство говорится, что фундаментом перемен является ДОВЕРИЕ. Но для этого нужно просто перестать врать. Чтобы двигаться дальше, нужен КАТАРСИС (очищение). Нельзя замешивать хорошие идеи с преувеличениями, дезинформацией и враньем. Это не есть оптимизм, это не есть позитивное мышление. Это в итоге демотивтирует и отталкивает тысячи потенциальных сторонников.

Пожалуйста Войти , чтобы присоединиться к беседе.


11 года 7 мес. назад - 11 года 7 мес. назад #223 от Дмитрий Стукалов
Конечно, на счет "молиться" я немного преувеличил. И не информационной ценностью о бережливом производстве хороша та статья, хотя в то время я бы и из нее много ценной информации почерпнул. Не такой уж у меня большой опыт деятельности на почве ЛИН. Для меня важно другое. Важно что есть люди у нас в стране, которые ищут, пробуют, набивают шишки, добиваются маленьких успехов.

Что касается лжи... Уж в таком мире мы живем, что ложь позволяет увеличить видимую ценность вещей. Ложью пропитано наше общество, мы к этому привыкли и не готовы сразу растаться с этой привычкой. Но это не конец, а скорее начало. История развивается циклически. Средневековье уступило место Возрождению. Именно сейчас в почву бросаются семена иных форм общности, из которых в будущем вырастут новые социальные отношения. Поэтому то, что мы наблюдаем сейчас - это не конец ISO 9001:2000, а скорее его начало. Зерна брошены, нужны условия для их всхода.

SocialLean.ru - улучшение процессов, развитие социальной среды

Пожалуйста Войти , чтобы присоединиться к беседе.


11 года 7 мес. назад - 11 года 7 мес. назад #224 от Павел Коган
Данные, как всегда и везде приукрашены, это точно. Я думаю, что это статистика показывает количество предприятий, куда приезжали консультанты по внедрению Лин, точнее не по внедрению, а просто почитать лекцию и показать слайдики, ну в лучшем случае поиграть в игры, поставить стенды 5S, все это сфотографировать и разместить на своих сайтах с подписью успешного внедрения.
На большинстве сайтов посвященных темитике Лин не видно глубины (о ней, вроде, говорил Александр). Все везде красочно. На X сайте постоянно говориться о новых семинарах, встречах с гуру, новых книгах и т.д. Но консалт-компания продолжает впаривать инструментики, не вникать в глубину проблем, не иметь адаптированные варианты внедрения Лин...хотя она прекрасно понимает, что проблема в восприятии, стереотипном мышлении, лени, и люди, ну не могут, жить по-линовски сейчас, в это время. Но вот говорить о проблемах не хочет, не хотят наши консалтеры говорить про трудность нашего восприятия и некий стопор в который входят компании занимаясь Лин.
Поэтому, я думаю, верить сейчас трудно статистике такого плана, такой темы. Все только-только начинается. Дай бог, что мы скоро это поймем.

Пожалуйста Войти , чтобы присоединиться к беседе.


11 года 7 мес. назад #226 от Алексей Васильев
Дмитрию: Про Возрождение - это ты хорошо, душевно сказал. Внушает! Не поверишь, но я с тобой согласен! Я три с половиной месяца с тобой в проекте, и он мне нравится все больше и больше. Нравится, что руки у нас не связаны, нет нужды врать, завлекать, впаривать, в попу кого-то целовать. Уверен, что у проекта огромное будущее.
Но вот насчет "через тысячу лет" - это ты загнул. Это скоко ж мне тогда будет? С другой стороны, если использовать все это время с пользой, то я, пожалуй, попытаюсь перегнать Пяткова по количеству заметок в блоге.

Пожалуйста Войти , чтобы присоединиться к беседе.


11 года 6 мес. назад - 11 года 7 мес. назад #244 от Вячеслав Болтрукевич
Добрый всем день, господа!

Так случилось, что в упомянутом исследовании ИКСИ я принимал со своими коллегами непосредственное участие. И поэтому хочу обратить ваше внимание на несколько важных моментов.

1. Исследование проводилось по панели Института экономики переходного периода. icss.ac.ru/userfiles/file/public_pdf94.pdf - здесь на нашем сайте об этом упомянуто. На сегодняшний день это крупнейшая выборка промышленных предприятий (более 1200 предприятий) в России, по которой проводят исследования. Она, по факту, не репрезентативная, какой будет любая выборка в любом исследовании, если следовать четким правилам социологии. Однако, повторюсь, это крупнейшая выборка, и состав респондентов (по должностям) также виден.

2. Исследование ИКСИ и по сей день является единственным количественным исследованием по данной тематике в нашей стране. Более того, в 2008 г. мы повторили это исследование по той же выборке. И в 2010 планируем повторить вновь. Можно спорить о репрезентативности, однако альтернатив нет.

3. Очень важно, что ответы давались респондентами на основе их ощущений. Обращаю ваше внимание, что исследование не качественное, т.е. мы не беседовали с предприятиями, мы не оценивали их по изначально заданным критериям. Поэтому предположения о том, что на 5% предприятий были консультанты - это всего лишь предположения. Исследование количественное. Мы распространили анкету и не влияли на ответы. Т.о. если, к примеру, директор считал, что у них идет полномасштабная работа по внедрению БП по всем фронтам, то он так и отвечал. В анкете вопрос был сформулирован так, что под полномашстабной работой понималось использование как минимум 7 групп инструментов БП, которые покрывают собой все основные области ПС. И это не связано с тем, что каждый из нас субъективно считает "тойотообразным" предприятиям. У всех разные об этом представления. Известный Стив Спир пока еще не нашел в мире! предприятия, которое сопоставимо по эффективности с Тойотой. А мы в России ищем...

4. Это исследование дает лишь представление о том, что происходит в нашей стране с распространенностью методов БП. Оно и название такое имеет. И все. Это просто исследование.

Надеюсь, что я немного разъяснил о том, что в данном исследовании ценно, а на что оно и не было рассчитано. Честно разъяснил. Мы же должны быть честными...

Советую вот здесь статьи Веры Кононовой почитать. Они в свободном доступе:
icss.ac.ru/research/ps/

А еще рекомендую обращаться к авторам материалов, когда возникают сомнения и вопросы относительно представленных результатов. Ведь это несложно - эл почта, телефон... Люди отвечают.

Кстати, есть в нашей стране достойные компании. Это не единственное исследование, которое мы провели в области TPS. Есть компании и производственные, и сервисные, у которых есть чему поучиться.

С наилучшими пожеланиями,
Вячеслав Болтрукевич
Спасибо сказали: Aлександр Вьюшин

Пожалуйста Войти , чтобы присоединиться к беседе.


11 года 6 мес. назад #246 от Алексей Васильев
Спасибо, Вячеслав. И проделанная Вами работа, и Ваша открытая позиция заслуживает всяческого уважения. По ссылкам обязательно схожу.

Пожалуйста Войти , чтобы присоединиться к беседе.


11 года 6 мес. назад #248 от Дмитрий Стукалов
Вячеслав, спасибо большое за дополнительную информацию и весьма интересные ссылки!
Еще раз хочу подчеркнуть, что это очень хорошо, что подобные исследования имеют место. К сожалению (а пожалуй и к счастью), статистика, это такая наука, когда любая неопределенность относительно условий эксперимента ухудшает состоятельность исследования.
Относительно исследования ИКСИ. Если ничего не говорится ни о предприятиях, ни о методике опроса, то я подразумеваю, что брались любые предприятия и задавались вопросы допускающие субъективную интерпретацию. И на этом строю свою точку зрения на результаты исследования. Потом, по здравом размышлении я думаю, а как исследователи добрались до респондентов? Может быть опрос проводился в рамках конференции по бережливому производству? А может быть исследователи сидели в интернете и просто выбирали попавшиеся адреса предприятий и затем высылали им анкету? А может быть они использовали свою клиентскую базу или базу какой-либо консалтинговой компании? И так далее...
Еще раз хочу подчеркнуть, что исследования ИКСИ - это как прорубь в толще информационного льда российского бизнеса! Спасибо всем, кто принимал в них участие! Но, к сожалению для практического использования этих результатов, ну хотя бы в качестве модели нынешнего состояния отечественного бережливого производства, условия эксперимента должны быть указаны особо!

SocialLean.ru - улучшение процессов, развитие социальной среды
Спасибо сказали: Aлександр Вьюшин

Пожалуйста Войти , чтобы присоединиться к беседе.


11 года 6 мес. назад #250 от Вячеслав Болтрукевич
Дмитрий, выборка, как я писал, репрезентативна настолько, насколько это возможно в текущих российских условиях. Мы не знаем названия предприятий - это база ИЭПП. Вы можете узнать о характеристике этой базы у них непосредственно. Т.е. это не база наших клиентов, не база тех, кто собрался в одном месте в одно время. Это база предприятий, по которым ИЭПП регулярно проводит различные исследования. Кстати, отдельные качественные характеристики (территориальное расположение, количество сотрудников) присутствуют в указанных презентациях.

С уважением,
Вячеслав Болтрукевич

Пожалуйста Войти , чтобы присоединиться к беседе.

Работает на Kunena форум