Статьи

 

(из цикла "Особенности национального менеджмента")

 

Хлеб управленца легким не назовешь, особенно в производстве. Как известно, «лучше отвечать за десять опечатанных сейфов, чем за одного отличника боевой и политической подготовки». Но зато и победа твоей команды стоит гораздо дороже твоей личной, индивидуальной победы. Производство живет по простым, но жестким правилам. Прямота взаимоотношений рождается не от чистоты душевной, а от ощущения общей бурлацкой лямки. Именно в такой среде кристаллизуются требования, которым обязан соответствовать руководитель среднего звена, ставящий перед собой задачу вырасти в крепкого профессионала. Но основное из этих требований лежит, скорее, не в сфере профессионального, а в сфере человеческого: бережно относиться к своему коллективу, устраняя из сферы производственных взаимоотношений потери, порожденные невежеством, гордыней, жестокостью, эгоизмом, равнодушием... В этом и состоит суть «бережного управления».

 

Что сегодня представляют собой «первые лица» российских компаний? Почему они пытаются управлять нами, нарушая не только фундаментальные принципы менеджмента, но и элементарные нормы приличия? Почему директора и собственники до сих пор не поняли, что все их начинания в области менеджмента качества, бережливого производства, мотивации персонала, производственного учета, различных IT-проектов и т.д. просто обречены на провал, поскольку они так и не смогли наладить между собой, топ-менеджментом компании, и всей остальной компанией нормальные рабочие и человеческие отношения? Как можно всерьез рассчитывать на то, что персонал компании возьмет на вооружение принципы менеджмента качества, когда высшее руководство даже не пытается следовать важнейшим из них? Почему нашим «боссам» не удается избежать ни одного из типичных заблуждений, ошибок и тупиков, описанных в мировой литературе не только задолго до их «вхождения во власть», но даже задолго до их рождения? Некоторые вообще ведут себя так, словно им поставили задачу развалить дело. Так в чем же причина столь парадоксального поведения?

В очередной раз пришлось доносить значимость, а самое главное возможность работы с трудовым коллективом до руководителей, так называемого, «среднего звена» - начальников отделов, цехов, служб. Началом к разговору послужила жалоба со стороны руководителей на то, что у работников нет мотивации к улучшению своей деятельности. Жалобы подобного рода регулярно поступают от того или иного руководителя и обычно служат оправданием слабой вовлеченности персонала и отсутствия лидерских качеств у самого руководителя. В этот раз жалоба прозвучала со ссылкой на экономический кризис, что заставило уделить проблеме более пристальное внимание.

Сейчас, после нескольких лет эйфории, вызванной новыми концепциями, моделями, системами и методами менеджмента (реинжениринг бизнес-процессов, всеобщий менеджмент качества, бережливое производство, статистическое управление процессами, стандарты ISO, «пять S», «шесть сигм» и т.д.), наступило время некоего отрезвления, осознания, что все эти чудо-технологии чрезвычайно тяжело приживаются на русской земле. Нет, сами по себе методы «выжимания воды из сухого полотенца» по-прежнему вызывают заслуженное уважение и доверие - это у нас, как всегда, что-то не так. Что ж, менеджмент всегда есть детище и часть национальной культуры. Куда же теперь податься начальникам производств, цехов, служб, отделов? Где и с кем обсудить два традиционных русских вопроса: «кто виноват?» и что делать?», по-прежнему возвышающихся во весь свой исполинский рост?

Снова, и видимо не последний раз, возвращаюсь к вопросу «оптимизации» деятельности предприятий в условиях кризиса. Специально заключил слово оптимизация в кавычки, поскольку деятельность, сопровождающая этот процесс, зачастую мало соответствует строгой математической задаче поиска наилучшего решения. Одно из направлений оптимизации, используемое холдингами наряду с сокращением персонала - централизация.

Сегодня выложил в разделе «Файлы» презентацию «Научная организация труда». Название, наверное, звучит многообещающе, однако ничего сверхъестественного в презентации нет. Речь идет об элементарных вещах, которые всем известны еще со школы. Вспомните: расписание уроков, домашнее задание, повторение - мать учения, написанное пером - не вырубишь топором и тому подобные, очень полезные вещи. Все это в детстве навевало жуткую скуку и подсознательное ощущение чего-то очень правильного, но совсем не интересного, а, следовательно, обладающего сомнительной ценностью. И очень не хотелось тратить на все это свое драгоценное время, ведь кругом столько дел. Надо погонять в футбол, полазить по подвалам, поджечь целлофановый пакет и устроить бомбардировку кустиков сухой травы, и еще очень и очень многое...

 

Рабочие группы – эффективный инструмент решения задач, которые требуют скоординированного действия работников различных подразделений. Однако, для того, чтобы полностью реализовать потенциал рабочей группы, необходимо с особым вниманием подойти к решению вопросов, связанных с ее организацией и координированием.

В рамках данной статьи будут рассмотрены основные проблемы, и подходы по их преодолению, с которыми автору пришлось столкнуться в процессе организации деятельности ряда рабочих групп. Изложение материала будет проиллюстрировано реальным примером создания и сопровождения рабочей группы, организованной для сокращения потерь времени при переходах от одного вида продукции к другому.

 

В статье речь пойдет о книге Рея Иммельмана – BOSS: Бесподобный или бесполезный [1]. Почему именно об этой книге? Во-первых, я прочитал ее относительно недавно (жалею, что не прочитал раньше), так что еще свежи в памяти впечатления от сюжета. Во-вторых, интересен жанр изложения материала – бизнес-роман. Возможно, благодаря этому книга читается очень легко, хотя постоянно подбрасывает задачки, над которыми стоит поразмышлять. До этого мне доводилось читать только один бизнес-роман – «Цель» Голдрата [2]. Кстати, стиль изложения материала в обоих романах похож и характеризуется использованием дедуктивного метода поиска закономерностей производственных отношений на основании конкретной производственной ситуации. В-третьих, я получил рекомендацию к прочтению от одного очень мною уважаемого специалиста в области управления персоналом, что заставило уделить книге особое внимание.

В статье будет предпринята попытка систематизировать основные выводы, которые сделал главный герой произведения.

Впечатление, которое на меня произвели две книги [1, 2], написанные в набирающем обороты жанре бизнес-романа, было настолько сильным, что невольно заставило осмотреться вокруг в поисках чего-то подобного. Тут-то на глаза мне и попалась небольшая книжечка Паскаля Денниса «Сиртаки по-японски» [3].

Интересно, есть ли некое критическое значение, за которым сокращение персонала, переходит в его бегство?

Желание руководства большинства предприятий выжить любой ценой во время набирающего обороты экономического кризиса, приводит к тому, что в ход идут все мыслимые методы сокращения издержек. Без сомнения, наиболее популярной мерой является сокращение персонала. Можно отметить ряд причин, по которым это происходит. Прежде всего, снижение потребительского спроса вызывает естественное сокращение объемов производства, а, следовательно, появление излишков рабочей силы, обслуживающей производственные мощности. Во-вторых, замораживается любая инвестиционная деятельность, что приводит к высвобождению задействованного в ней персонала, своего рода интеллектуальной элиты предприятия. В-третьих, происходит перераспределение обязанностей, с одновременным увеличением объема работ, возлагаемых на плечи штатной единицы. Подобным образом высвобождается обслуживающий персонал: механики, кладовщики, водители и т.п. Можно найти еще массу методов (внедрение аутсорсинга, сокращение управленческого аппарата и т.д.), в результате которых численность персонала предприятия может быть значительно сокращена. Такую деятельность сейчас принято стыдливо прикрывать словом «оптимизация». Не буду говорить об этической стороне вопроса, хотя ясно, что для многих такой процесс связан с переживаниями, стрессами, и даже изменением образа жизни. Хотелось бы понять другое – как процесс сокращения штата влияет на состоятельность предприятия? Не теряет ли оно нечто большее, прямо не связанное с финансово-экономическими показателями?