Статьи

Всех единомышленников, друзей, коллег, читателей и всех, для кого небезразлична судьба LeanZone.ru, поздравляю с очередным Днем рождения нашего сообщества! Сегодня нам 7 лет! И так уж сложилось, что я свой опыт консультирования тоже отсчитываю с 19-го декабря, правда 5-ю годами поже. В связи с этим, сегодня по праву могу считать, что мне, как консультанту исполнилось 2 года! Оба эти события вызывают в душе самые теплые чувства. Чувства, которые можно охарактеризовать как признательность всем тем, кто вложил частицу своего труда в наше общее детище.

Материал представляет собой перевод заметки Роберто Приоло (Roberto Priolo), опубликованной на сайте Planet Lean под названием "Customer service and a factory that runs like clockwork thanks to lean thinking: the extraordinary growth of a chain of bakeries in Barcelona".

Рассматриваемый случай – самая настоящая лин система, которая работает как часы, с постоянным вниманием к обслуживанию клиентов, позволяющая сети булочных "кафе.365" (365.café), расположенной в Барселоне добиваться невозможного: обеспечивать 55 булочных из одной 650 кв.метровой пекарни.

Предлагаю вниманию читателей LeanZone.ru перевод заметки Мишеля Балле (Michael Balle), опубликованной на сайте Lean Enterprise Institute под названием   "What I Could Only Learn from a Sensei".

В ходе подготовки к вебинару по трилогии книг "Золотой прииск, руководство по обучению", (Gold Mine Trilogy Study Guide), я показал слайды презентации Джеффу Лайкеру, который всегда щедр в своих отзывах. В типичной манере сэнсэя, он спросил прямо в точку: "Так что? В чем смысл написанного?" Это заставило меня сделать шаг назад и вернуться к первоначальной причине, по которой  я и Фредди написали эти новеллы - поделиться с читателями опытом работы с сэнсэем Тойота. Затем Джефф спросил: "А чему вы научились у вашего собственного сэнсэя?  К чему вы не смогли бы прийти сами и в чем пытаетесь убедить в своих книгах и учебном пособии?"

Материал представляет собой перевод заметки Мишеля Балле (Michael Balle), опубликованной на сайте Lean Enterprise Institute под названием "Is your obeya room used for real learning or as a glorified action plan?"

Уважаемый Гемба Коуч,

Как я могу использовать обея для обучения, а не для управления проектами?

Отличный вопрос - да, большинство обея (obeya), которые я видел, сосредоточены вокруг большого плана и разговоры, в основном  -  "А мы на верном пути? Уложимся ли мы в срок?". В такой постановке вопроса нет ничего плохого, очевидно, кроме как она упускает предыдущую тему  -  "а мы выпускаем нужный продукт / услугу?"

Материал представляет собой перевод заметки Мишеля Балле (Michael Balle), опубликованной на сайте Lean Enterprise Institute под названием "Is there a way to define standard work for senseis?"

Уважаемый Гемба Коуч,

Я работаю в лин-проектах много лет и вот сейчас  генеральный директор попросил меня действовать в качестве лин-сэнсэя в нашей компании. Есть ли способ определить стандартную работу сэнсэя?

Хм. А сколько вам лет? Я спрашиваю не из дерзости. Мне рассказывали, что буквальный перевод слова сэнсэй - "Человек рожденный раньше другого". Слово "учитель" не совсем схватывает этот смысл, также как и слово "мастер" или "гуру", так как "сэнсэй" не имеет никакой коннотации рассказывать вам как жить. (Сэнсэи также известны  странными причудами за пределами своей профессиональной экспертной сферы). Сэнсэй-ing (действия сэнсэя) очень тематично конкретны. Например, я не считаю, (хотя и стремлюсь стать им в один прекрасный день), себя вправе называться сэнсэем. В конце концов, в свои 50, я все еще молод для него, и у меня только 20 лет бережливой практики, не 30, как положено в TPS, чтобы стать сэнсэем. Эту цифру я слышал несколько раз от сэнсэев Тойоты.

Материал представляет собой перевод заметки Мишеля Балле (Michael Balle), опубликованной на сайте Lean Enterprise Institute под названием "Does being "sensei-ed" show respect for people?".

Уважаемый Гемба Коуч,

Если лин основывается на уважении к людям, почему визиты сэнсэя в гемба слывут столь жесткими?

Трудный вопрос - отчасти потому что, действительно, лин основывается на уважении. Что мы подразумеваем под "уважением"? Во-первых, прикладывать все усилия, чтобы понять точку зрения другого человека, действующего исходя из своего собственного опыта. Во-вторых, убедиться, что люди могут работать безопасно и без унижений. В-третьих, быть преданным их развитию, чтобы поддерживать их успех. Но что делать, если человек зациклен на отношении к делу, которое, на наш взгляд, ведет к провалу?

В своей статье "Тупик финансового подхода" в предыдущем номере журнала "ТЭК. Стратегии развития" я рассказал о несостоятельности управления только на основе финансовых показателей. В этой статье я познакомлю вас с альтернативным подходом к управлению компанией. Для начала задам риторический вопрос — чем вообще можно управлять в работе коммерческой компании? Как отмечалось в предыдущей статье, для работы любой компании необходимы:

1. Капитал (финансы).

2. Персонал.

3. Организация.

Материал представляет собой перевод заметки Мишеля Балле (Michael Balle), опубликованной на сайте Lean Enterprise Institute под названием "Am I doing Lean right? How can I tell?".

Уважаемый Гемба Коуч,

Я много времени провожу в гемба, но, как мне знать, хорошо ли делаю я лин?

А есть ли у вас сэнсэй? Вы задаете очень интересный и саморефлексирующий вопрос, и я впечатлен, что вы задаете его в такой прямой манере. Но я не уверен, как  лучше ответить вам на него. Вот почему важное значение имеет сэнсэй! Это также как в тай-чи или любом другом искусстве, при  оттачивании своих движений, отношения с мастером, (и его отношений с другими мастерами), являются мощным инструментом взаимосвязи  как в плане удержания на прямой так и открытия новой перспективы в связи с ответом на два непростых вопроса, как показать сэнсэю точно, чего вы достигли в лин:

Большинство людей, когда речь заходит о бизнесе, понимают под этим термином не запрещенную законом деятельность для получения прибыли. Предприниматель вкладывает деньги в дело, чтобы заработать еще больше денег. Это положение настолько сильно распространено, что уже и не вызывает никаких сомнений. Да и какой смысл сомневаться, если ещё в XIX веке Карл Маркс вывел формулу Д-Т-Д’, смысл которой и состоял в этом самом "штрихе". А раз так, то и управление  коммерческих компаниями осуществляется на основе финансовых показателей. Я не ставлю под сомнение важность финансовых показателей, в этой статье я обозначу несостоятельность только одного финансового подхода. Поскольку мы с вами живем уже в XXI веке, то прогресс заставляет нас расширить давно устоявшееся понимание привычных вещей.

Материал представляет собой перевод заметки Джошуа Рапоза (Joshua Rapoza), опубликованной на сайте Lean Enterprise Institute под названием "Step 1: Open Mouth, Step 2: Insert Foot"

Я стараюсь держаться подальше от обсуждения политики с друзьями, в семье или с коллегами. Исключая мою собаку, которая заинтересована в дискуссии, если видит, что в  моей руке есть бутерброд.