Статьи

Я много об этом думал. Эта статья была написана мной 11 лет назад и не публиковалась (проверка временем). Чтобы создавать бережливые предприятия нам просто необходимо повысить качество мышления и коммуникации. Именно поэтому я решился разместить эту статью на сайте. Читать лучше на свежую голову, не спеша, размышляя вместе с автором. Потом можно оставить комментарии. Возможно, что-то покажется спорным или не сразу будет понятным, задавайте вопросы, отвечу с удовольствием.

Занимаясь бережливым производством, мы хотим сделать этот мир лучше (оставить след). Создавая этот информационный ресурс, мы хотим построить качественную коммуникацию между людьми. Поразмышляем об этом вместе.

 

Основу данной публикации составляет адаптированный перевод статьи «Common Lean Questions», опубликованной на сайте Lean Enterprise Institute. В статье приведены ответы на общие вопросы, которые рано или поздно возникают у руководителей и специалистов, пытающихся понять значение бережливого производства как средства повышения эффективности бизнес-процессов. Перевод оригинального текста публикации дополнен ссылками на материалы, опубликованные на портале LeanZone.ru, которые более подробно раскрывают тот или иной вопрос.

Ранее мы уже сообщали о конкурсе отзывов, который проводился издательством ИКСИ совместно с нашими партнерами - блогом о бережливом производстве LeanInfo.ru. По условиям конкурса участники должны были написать как можно большее количество отзывов на книги издательства и разместить их в трех книжных интернет-магазинах. Настало время подвести итоги конкурса и назвать победителей.

...Вот в это самое время мне с моими коллегами довелось проводить на предприятии семинар по бережливому производству. В целом семинар удался, хотя высшее руководство предпочитало наблюдать за ходом действа «со стороны». В заключение семинара, когда основные методики поиска потерь и улучшения процессов были продемонстрированы, я предложил руководителям помощь со стороны нашей группы в поиске необходимой методологической базы для решения повседневных задач. На это директор предприятия иронично ответил, внимание: «Ну теперь-то я знаю к кому мне обращаться с моими проблемами!»...

«Казцинк» давно и прочно занял место среди предприятий, которые большое внимание в производстве уделяют энергосбережению. Эта программа действует в компании не один год, и специалисты «Казцинка» постоянно ищут и находят способы снижения энергозатрат. в нынешней непростой экономической ситуации это еще более важно, чем раньше. Очередное технологическое решение найдено на Усть - Каменогорском металлургическом комплексе и внедрено на участке переработки промпродуктов цеха производства свинца.

Недавно был в командировке в Бельгии и Голландии. Посетили три предприятия. Но сначала не о них. Сильны общие впечатления. Прибыли в аэропорт Брюсселя. С нами из Москвы летел человек, знающий шесть языков, включая русский, английский, фламандский. Как современный человек, он предусмотрительно заказал через интернет автомобиль. Кстати, сразу после приземления самолет бельгийской компании начал без остановки выруливать куда надо. Как только остановился, люди начали вставать и сразу выходить, у выхода уже был трап. Быстро получили багаж и пошли на автостоянку. Там нас ждал не новенький, но вполне приличный Мерседес. Пять минут оформления в аренду и мы уже едем. Выезжаем загород.

Несколько лет назад, во время первого знакомства с неисчерпаемой темой менеджмента качества, у меня возникло множество вопросов, характерных для новичка. В первую очередь, имел место явный пробел в понимании многообразия и особенностей международных и отечественных стандартов серии 9000: хотелось изучить историю их появления и развития, понять назначение конкретных стандартов серии, уяснить различия между ISO и ГОСТ Р ИСО, а также их версий разных лет между собой. Изучая данный вопрос, я вел записи, собирая и систематизируя соответствующую информацию (на обзорном уровне).

Сегодня, предполагая, что кому-нибудь из членов сообщества портала LeanZone.ru может пригодиться данный материал, я решил опубликовать свои записи в виде статьи (разумеется, с учетом событий последних лет). Статья подготовлена по материалам обучающих курсов и семинаров по СМК, которые мне довелось посетить, а также по материалам сети Интернет. К сожалению, несмотря на то, что вопросы менеджмента качества освещаются и обсуждаются на многих сайтах Рунета, сведения из разных источников по интересующей нас теме не лишены некоторых противоречий, поэтому их потребовалось, что называется, привести к общему знаменателю. Вместе с тем, данная статья ни в коей мере не претендует на истину в последней инстанции; буду благодарен за любые уточнения и конструктивные замечания.

Есть проблема, которую мы всякий раз обходим стороной. Мы не можем её поднимать на планерках (прилюдно), не можем обсуждать в теле-конференции (по той же причине), мы стесняемся обсуждать эту проблему на совещаниях рабочей группы. Но именно эта проблема гложет людей и являются причиной многих других проблем производства и бизнеса. А со следствиями, как мы знаем, бороться бессмысленно.

Стратегия вещь не бумажная. Она должна жить не в файлах, а в Душах, Сердцах и Головах людей (носителей стратегии), в их повседневной активности.

В Казцинке работали аудиторы международного органа по сертификации «TUV CERT». Они проводили ресертификационный аудит по системе менеджмента окружающей среды (СМОС) и системе менеджмента охраны здоровья и обеспечения безопасности труда (СМОЗ и БТ). В это же время проходил наблюдательный аудит по системе менеджмента качества (СМК).