Статьи

Я сам работал в консалтинговых компаниях, знаю эту кухню изнутри. До 2006 года несколько лет занимался внедрением ERP-систем. Любое реальное внедрение так или иначе сопровождается организационными изменениями. Хочу поделиться своим опытом по пробуждению заказчика. Эта заметка будет ссылаться на презентацию в разделе «Файлы».

Большое спасибо Павлу за заметку «Муда в информационных ресурсах предприятия» - ею он фактически взялся развивать одно из направлений нашего портала, которое было заявлено изначально, но до которого пока просто не дошли руки. Я имею в виду «Производственный учет» (включая и вопросы его автоматизации). Тема глобальная...

Хочу поделиться небольшим опытом применения навыков и знаний бережливого производства, и трудностями, с которыми пришлось столкнуться при внедрении, или, лучше было бы сказать, освоении Лин подходов.

Мы много говорим о порядке на рабочих местах. Еще не встречал ни одной книги, где бы ни говорилось о важности содержания рабочих мест в порядке, и поддержания их в постоянном состоянии чистоты. Наводить порядок можно не только в цехах, или в офисах. В период кризиса, тема сокращения издержек на предприятиях становиться все более актуальной по многим понятным причинам. Сокращение персонала стало самым первым и легким инструментом, которым воспользовались многие менеджеры на своих предприятиях. Этот путь известный. Второй элемент антикризисных мер, обычно не так пользуется успехом у менеджеров, но все же, связан с процессами на предприятиях. Бережливое производство уделяет этому огромное значение. И вот третью роль во всем этом играют немаловажные информационные данные, которые «плавают» или быстро передаются в целях принятия правильного, необходимого решения.

Иногда, в процессе попыток решить системные проблемы на предприятии мы сталкиваемся с невероятными трудностями и хотим найти помощь, совет, опору на опыт решения аналогичных проблем. Хорошо если появляется человек, готовый вместе с тобой размышлять, вникать, общаться на неформальном уровне. За это огромное спасибо Денису - ведущему сотруднику известной консалтинговой компании. Но не все так просто. Об этом прочитайте, коллеги. Мне показалось, что подобные проблемы существуют на многих предприятиях и что вопросы, идеи, мысли, которые возникали в нашем с Денисом диалоге, могут быть полезны Вам - тем, кто не уходит от прямых вопросов, кто готов смотреть в корень проблем и не сдаваться. Внимательного Вам чтения. С нетерпением жду первых откликов.

Текст статьи полностью повторяет аудиозапись "Выступление Владимира Шубина на конференции "Конкурентоспособная Россия", апрель 2006 г.", выложенную в разделе "Аудио-материалы" файлового хранилища портала.

Добрый день. Я вообще собираюсь сказать несколько банальных истин, при этом также хочу, чтобы эти банальные истины вызвали у вас некоторый отклик. Я имею в виду, побудили вас в принятии каких-то решений, открыли новые возможности. Казалось бы, какие банальные истины могут открыть новые возможности? Вам, кстати, приходится регулярно иметь с этим дело, как руководителям, да и вообще, как людям. Вам приходится, так или иначе, вызывать отклик у своих сотрудников. Вы хотите, чтобы они «летали». Вам приходится вызывать отклик у своих детей и жен, вы хотите, чтобы они были счастливы, росли, добивались многого. Так или иначе, ничего кроме банальных истин у вас в запасе особо нет, поскольку постольку человечество все знает. И вопрос, в каком-то смысле не в том, чтобы придумать что-то новенькое, а вопрос в том, чтобы соединиться с тем, что мы уже давно знаем, и, что, так или иначе, работает.

Это уже стало общим правилом: первое, что предлагают пришедшему на собеседование соискателю работники отдела кадров - заполнить анкету стандартного образца, своего рода мини-резюме. (К сожалению, эта процедура отнюдь не избавляет его от необходимости в последствии неоднократно отвечать на одни и те же «дежурные» вопросы собеседников «где работали?», «в чем состояли ваши обязанности?», «почему уволились?». Но сейчас не об этом.) В подобного рода анкетах, где-то ближе к концу, всегда можно встретить разделы вроде «Ваши профессиональные качества» и «Ваши личные качества». С первого взгляда, вполне разумно выяснить, как человек себя видит со стороны. Самооценка кандидата является весьма важным фактором. Только вот путаются сильно люди, заполняя эти разделы. Какие качества (раз уж они разделены на две группы) работодатель считает более важными? Вроде, профессиональные «ближе к теме», но...

Хотим обратить внимание наших читателей на очередную инициативу наших партнеров - блога о бережливом производстве и бережном управлении - LeanInfo.ru. На этот раз наши коллеги предложили использовать сервис GoogleMaps для того, чтобы отразить географическую структуру бережливого производства в России.

Предприятие «Инструм-Рэнд» находится в городке Павлово, Нижегородской области (70 тысяч человек). Мы, в составе группы из 20 человек, приехали туда где-то в 11 утра, 7 декабря 2007 года. На проходной всю группу пропустили на предприятие не спросив паспортов и фамилий. Мы поднялись где-то на 5 этаж в конференц-зал. Зал был занят, там что-то обсуждали. Нас встретил добродушный пожилой человек, улыбнувшись, попросил подождать. Народ наш пошел по коридору. Двери и отчасти стены были прозрачными, видно было, что происходит в рабочих помещениях офиса. Всё чистенько, народу немного. На стенах в коридоре висит большой стенд с информацией о предприятии: диаграммы Парето с анализом причин дефектов, цели на месяц, положения и т.д.

Перед многими участниками проекта встал вопрос «Зачем всё это нужно, с какой целью?». Соперничество между отделами (а в отдельных случаях вражду) было видно невооруженным взглядом. Нужна была объединяющая цель, перспектива, образ будущего, стратегия. Не менее острым был вопрос «мотивации» для РГ. Добровольцев и энтузиастов было мало. Большинство из РГ ждали понимания того, как за всё это будут платить. Рабочие же стоят совсем особняком. Их можно увидеть на обеде в столовой, на рабочих местах (кто ходит туда). Но их никто никогда не собирает в конференц-зале, не обучает, не выслушивает… Большинство легко понимает необходимость отраслевого и узкопрофессионального обучения, при этом у многих существует внутреннее непонимание и соответствующее нежелание учиться более общим методам и инструментам: как устранять потери, как решать проблемы, как повысить качество, как улучшить взаимодействие, как обучаться. И еще меньше понимания того, что нужно учиться иному мышлению, менять принципы, культуру, себя. Для многих это просто общие слова и трата времени.

Работа по реализации мероприятий, улучшающих условия и безопасность труда, продолжается и на Зыряновском горно-обогатительном комплексе.

Лучшие ученики «Школы безопасности» на Зыряновском ГОКе стали тренерами в новом учебном году и подготовили шестнадцать инициативных групп к защите проектов, реализация которых продолжается в цехах комплекса.