Управление изменениями

В октябре 2006 года была сформирована первая межфункциональная процессная команда. Это был первый организационный опыт, на который решилось руководство компании. Сегодня могу смело сказать, что этот шаг был сделан в верном направлении и наш опыт может помочь сориентироваться тем, кто только приступает к освоению и внедрению бережливого производства.

 

Информация преподносится в форме диалога. Думаю, так будет проще воспринимать написанное. Если будут конкретные вопросы по данной теме, с удовольствием отвечу, можем подискутировать на форуме.

В воскресенье с женой в парке гуляли - выбрались в кои-то веки, чудом вырвались из круговерти работашколадетскийсадмагазиндом. Ужас тихий. Весь в парк в обертках и бутылках, содержимое которых сограждане за зиму скушали и выпили (бутылки, естественно, пластиковые, стеклянных нет - бабульки уже прошлись на бреющем полете). Органические отходы собачьего производства, встречающиеся на каждом шагу, явно превышают все мыслимые ПДК (по-моему, собаководы - это вообще отдельная ветвь эволюции).

В начале проекта в 2006 году после предварительного знакомства с предприятием я сформулировал несколько принципов, которым нужно было следовать. Ничего этого не происходило на предприятии. Т.е. было сформулировано то, к чему нужно стремиться. Тогда мне казалось, что все эти принципы вполне понятны и продиктованы здравым смыслом. Когда я разослал эти принципы руководителям подразделений, один из них сказал мне при встрече: «чуднО написано». В последствие оказалось: чтобы привить эти принципы нужны месяцы упорной индивидуальной работы. Каждый отдельный принцип вырастал в целую философию. На пути стеной вырастали стереотипы из антипринципов, который мне тоже хотелось сформулировать: «полагаться на непроверенные слухи», «не искать причины», «игнорировать принятые решения», «людей держать за дураков», «начальник важнее потребителя», «мыслить в масштабах своего отдела», «решать проблемы по мере их поступления», «люди подобны машинам», «у каждого работника должна быть «нянька»» и т.д. Вполне возможно, что где-то есть продвинутые предприятия, на которых всё это давно работает. Не исключаю также, что в этих принципах можно найти противоречия. Открыт для обсуждения.

Давайте уделим внимание таким занимательным документам, как «Политика в области качества» и «Цели в области качества». Из них, читая между строк, можно многое понять о реальных перспективах предприятия в области менеджмента качества. И читая, иной раз так и хочется воскликнуть: ребята, мы же все проходили обучение по TQM - и там, как из кислородной маски, мы дышали всеми этими "обращениями фокуса менеджмента на людей" и "вовлечениями"!

Май 2007

Думаю Вы согласитесь со следующим очевидным посылом. Чтобы в деле были результаты, нужно действовать. Чтобы знать как действовать, нужен четкий план, который все готовы выполнять. А чтобы был план, нужно договориться о целях и методах их достижения (все или большинство в компании должны разделять эти цели). Не может быть план без четкой цели. В идеале получается так: сначала цели, потом план, потом действия, в итоге результаты. Результаты будут хорошими, если выбраны верная цель и эффективный способ её достижения.

В жизни, конечно, всё менее чётко происходит. Мы вынуждены работать (действовать) в условиях большой неопределенности, порой идти на ощупь, делать ошибки (на которых нужно учиться). Чаще бывает так - более менее четкая цель (целостное представление о желаемом будущем) появляется лишь после попыток что-то сделать, после совершённых ошибок. И это нормально.

15.11.2006

Хочу ответить на один важный вопрос, который витает в воздухе. Суть его можно выразить так. Создана команда основного процесса, они уже и планерку сами ведут, командуют, можно сказать. А какую роль должны играть в этой связи топ-менеджеры? Не получится ли так, что их как бы отстранили и из-за этого могут быть проблемы?

Мы много говорили о том, что руководство на 99% занято текучкой, нет времени подумать о будущем, нужно всех и вся контролировать, решать вопросы, регулировать, направлять, поправлять... В этом суть системы основанной на принципе "Разделяй и властвуй". Это жесткая иерархическая командно-административная система (командно, не в смысле team). Она очень неэффективна в мирное время, доказано мировым опытом.