Управление изменениями

Несколько лет назад большинство российских предприятий начало внедрение стандартов ИСО 9001. Это был своего рода тренд, мода. Какие-то компании добились измеряемых результатов. Но для многих результатом стало только получение сертификата. Следующим трендом стали бизнес-процессы. Появилась целая плеяда консультантов. Модные программы ARIS, BP WIN, MS VISIO. Многие компании описали свои бизнес-процессы. Что-то у кого-то получилось в этом направлении. Но большинство компаний освоило работу с красивыми программными продуктами. Далее очередным трендом стал ЛИН. Все дружно принялись внедрять ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ СИСТЕМЫ (ПС). Результаты были во многом схожи. Хотелось бы понять причины неудач данных проектов. Попытаюсь предложить свое видение для всеобщего обсуждения.

Из проекта в проект, с предприятия на предприятие, я вижу одинаковые ключевые проблемы, которые не дают преобразованиям "взлетать". И мой ответ на вопрос: "что сделать, чтобы проект преобразования был успешным?" остается неизменным: "Менять людей. Или менять людей".

"Если в организации есть проблемы,
то на 98% в этом виновата система
и только на 2% люди."
Эдвардс Деминг о положении дел
в современном менеджменте
.

Данные записи являются личным (и небесспорным!) взглядом на деятельность крупного торгового предприятия, сформированным под влиянием Теории Ограничений (ТОС) доктора Э.Голдратта и т.н. Кайдзен (Lean) – деятельностью по увеличению прибыли предприятия, путем непрерывных улучшений и последовательного снижения потерь.

Объект исследования. Крупная торговая сеть розничной продажи товаров народного потребления (ТНП) – продуктов питания и хозяйственных товаров.

Материал представляет собой перевод заметки Мишеля Балле (Michael Balle), опубликованной на сайте Lean Enteprise Institute под названием "How Do I Address Resistance From Middle Management?

Уважаемый Гемба Коуч,

Почему управление среднего звена сопротивляется лин-преобразованиям; как их можно "вернуть на борт"?

Это хороший вопрос, и один из тех, которые я обсуждал несколько месяцев назад с генеральным директором  компании, которая находится на пятом году лин-трансформации. Эта компания интересна, в плане гемба, чтобы ответить на ваш вопрос. Два года назад, тот же самый генеральный директор поразил на Lean-саммите аудиторию лин-практиков, рассказав о своих усилиях по преобразованиям. В отрасли, проходящей через худший кризис за последние 20 лет, его фирма преуспевает. Она прибыльна, постоянно принимает на работу новых людей, а уровень внутреннего конфликта заметно снизился, по сравнению со старыми, недобрыми временами и предыдущим стилем руководства.

Материал представляет собой перевод заметки Джима Лакмена (Jim Luckman), опубликованной на сайте Lean Enteprise Institute под названием "The Leader's Dilemma: Becoming a Learner".

Импульс говорить людям - мы "знаем" так глубоко укоренился в каждом из нас, что мы редко задумываемся о том, насколько часто мы работаем в режиме "знатока". Альтернативой говорить людям, что мы знаем - быть любознательным, слушать, наблюдать и пытаться понять мышление других. Когда мы делаем это, мы - "ученики".

Материал представляет собой перевод заметки Мишеля Балле (Michael Ballé), опубликованной на сайте Lean Enterprise Institute под названием "Am I doing PDCA correctly?"

Уважаемый Гемба Коуч,

Как я могу знать, правильно ли выполняю PDCA?

Очень хороший вопрос! PDCA действительно является основой и несущей опорой Лин-организации. Тойота часто использует пирамиду PDCA-циклов на фундаменте Дао Тойота для презентации своей компании (ее ценостей: вызов статус-кво, генти генбуцу, кайдзен, уважение, работа в команде), направленных на ее цели: долгосрочное процветание и развитие как организации. Это звучит довольно тяжеловесно для простого Plan-Do-Check-Act цикла, но я думаю, что вы уже поняли, что не все так просто в донесении и обучении PDCA.

В прошлые выходные, 26-27 апреля состоялась 12-я Международная конференция ассоциации практиков TOC - TOCPA. Я уже писал о проведении этого мероприятия на форуме. Немного расскажу о своих впечатлениях. Расскажу действительно немного, поскольку подробный рассказ представлял бы собой серьезный труд, не укладывающийся в разумные временные рамки. Поэтому лишь впечатления.