Управление изменениями

В своей статье "Тупик финансового подхода" в предыдущем номере журнала "ТЭК. Стратегии развития" я рассказал о несостоятельности управления только на основе финансовых показателей. В этой статье я познакомлю вас с альтернативным подходом к управлению компанией. Для начала задам риторический вопрос — чем вообще можно управлять в работе коммерческой компании? Как отмечалось в предыдущей статье, для работы любой компании необходимы:

1. Капитал (финансы).

2. Персонал.

3. Организация.

Большинство людей, когда речь заходит о бизнесе, понимают под этим термином не запрещенную законом деятельность для получения прибыли. Предприниматель вкладывает деньги в дело, чтобы заработать еще больше денег. Это положение настолько сильно распространено, что уже и не вызывает никаких сомнений. Да и какой смысл сомневаться, если ещё в XIX веке Карл Маркс вывел формулу Д-Т-Д’, смысл которой и состоял в этом самом "штрихе". А раз так, то и управление  коммерческих компаниями осуществляется на основе финансовых показателей. Я не ставлю под сомнение важность финансовых показателей, в этой статье я обозначу несостоятельность только одного финансового подхода. Поскольку мы с вами живем уже в XXI веке, то прогресс заставляет нас расширить давно устоявшееся понимание привычных вещей.

Материал представляет собой перевод заметки Джошуа Рапоза (Joshua Rapoza), опубликованной на сайте Lean Enterprise Institute под названием "Step 1: Open Mouth, Step 2: Insert Foot"

Я стараюсь держаться подальше от обсуждения политики с друзьями, в семье или с коллегами. Исключая мою собаку, которая заинтересована в дискуссии, если видит, что в  моей руке есть бутерброд.

тарый солдат шёл на побывку.

Судя по всему, автор сказки решил представить  нам какие-то полезные инструменты управления. Напомню, что многое в менеджменте из военного искусства, та же стратегия.

Притомился в пути, есть хочется.

Теперь понятно как появились консультанты по управлению – знания есть (в данном случае получены из военного опыта героя и книг по военному искусству, которых он наверняка много прочитал), но этого мало. Еще кушать хочется. Далее солдата я буду чаще называть консультантом, хотя, судя по всему, это его первый опыт в новой  роли.

Необходимость координирования работ по улучшениям в рамках всего бизнеса начинает осознаваться всё более широким кругом отечественных менеджеров. Отечественные компании прошли через внедрение ERP-систем, внедрение стандарта ISO 9000, увлечение IPO. Те или иные инструменты если и давали, то только кратковременный эффект. Часто руководители отстраняются от проведения необходимых работ, крайне необходимые проекты не получают достаточных ресурсов, в том числе и финансовых, персонал оказывается отстраненным и не понимает предъявляемых к нему требований. Для того, чтобы избежать множества этих и других проблем необходима управленческая методология для их решения. Поэтому и становится всё более востребована Система сбалансированных показателей (ССП), успешно применённая в СИБУРе, Уралсибе, МЗМЗ и ряде других компаний1.

Несколько лет назад большинство российских предприятий начало внедрение стандартов ИСО 9001. Это был своего рода тренд, мода. Какие-то компании добились измеряемых результатов. Но для многих результатом стало только получение сертификата. Следующим трендом стали бизнес-процессы. Появилась целая плеяда консультантов. Модные программы ARIS, BP WIN, MS VISIO. Многие компании описали свои бизнес-процессы. Что-то у кого-то получилось в этом направлении. Но большинство компаний освоило работу с красивыми программными продуктами. Далее очередным трендом стал ЛИН. Все дружно принялись внедрять ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ СИСТЕМЫ (ПС). Результаты были во многом схожи. Хотелось бы понять причины неудач данных проектов. Попытаюсь предложить свое видение для всеобщего обсуждения.

Из проекта в проект, с предприятия на предприятие, я вижу одинаковые ключевые проблемы, которые не дают преобразованиям "взлетать". И мой ответ на вопрос: "что сделать, чтобы проект преобразования был успешным?" остается неизменным: "Менять людей. Или менять людей".