Управление персоналом

Довелось поработать с разными собственниками. Что ни фигура, то чистый типаж. У одного мания величия, другой просто хам, третий изъясняется так, что два слова подряд не вспомнишь… Один прикрывает скупердяйство нравоучениями о том, что приличную зарплату честным трудом вообще заработать трудно. Другой, наоборот, деньги считать не умеет, и устраивает вакханалию с зарплатами. Еще один концы с концами еле сводит, зато помешался на отчетах…

Так назывался один из разделов статьи «Консалтинг. Руководство пользователя», опубликованной в конце октября. Как вы помните, речь в статье шла, в числе прочего, и о том, что на сегодняшний день высшее руководство российских компаний не готово слышать в свой адрес слово «диагноз» - даже из уст компетентного эксперта.

Не имею опыта работы консультантом и, тем более, не являюсь компетентным экспертом, но волей обстоятельств полгода назад мне довелось выступать в роли специалиста, которого пригласили поработать некоторое время на одном из промышленных предприятий, чтобы, в числе прочего, высказать свое мнение о состоянии дел. Предприятие занималось производством утеплителя - каменной ваты. Работодателю был нужен взгляд «изнутри», и он его получил.

Данная статья тематически продолжает серию публикаций, начатую Александром Пятковым (см. заметки блога «Это письмо объясняет, почему мой выбор Lean был не случаен», «Предварительное мнение», «Диагностика состояния компании»).

Я очень надеюсь на то, что Вы не будете сейчас спешить и просматривать этот текст по диагонали, отыскивая в нём готовые рецепты или знакомые слова. Отключите, пожалуйста, телефоны, уединитесь, уйдите в тишину, расслабьтесь, не думайте о текущих делах. Это трудно, но это просто необходимо. Потому что здесь и сейчас решается ВАШЕ будущее. Да! Именно Ваше. Слова не передают смысл из одной головы в другую. Попробуйте понять это. Я не могу Вам сообщить точно мои мысли, это невозможно. Но мои слова могут помочь Вам заглянуть в лабиринты вашего подсознания, где спрятаны зёрна идей, проекты будущих событий. Стоит Вам мысленно прикоснуться к этим идеям, как они начинают жить своей жизнью, прорастать, начинается процесс их материализации. Правильно говорят: что посеешь, то и пожнешь. И сейчас мы начинаем сев. Не спешите, размышляйте вместе со мной.

«Антикризисные» сокращения персонала уже неоднократно обсуждались на нашем портале (см. заметки в блоге «Яркие личности здесь не задерживаются», «Кризис и кадры»). Однако, вчера в форуме эта тема получила неожиданное развитие: оказывается, имеют место попытки увязать ее с бережливым производством! Сокращения под эгидой ЛИН - свежая, неординарная идея ;-)

Почему антикризисное управление (равно как и задача повышения эффективности в «мирное» время) в головах владельцев бизнеса и наемных топ-менеджеров сразу и прочно ассоциируется с сокращением численности персонала? На мой взгляд, причин несколько.

Это уже стало общим правилом: первое, что предлагают пришедшему на собеседование соискателю работники отдела кадров - заполнить анкету стандартного образца, своего рода мини-резюме. (К сожалению, эта процедура отнюдь не избавляет его от необходимости в последствии неоднократно отвечать на одни и те же «дежурные» вопросы собеседников «где работали?», «в чем состояли ваши обязанности?», «почему уволились?». Но сейчас не об этом.) В подобного рода анкетах, где-то ближе к концу, всегда можно встретить разделы вроде «Ваши профессиональные качества» и «Ваши личные качества». С первого взгляда, вполне разумно выяснить, как человек себя видит со стороны. Самооценка кандидата является весьма важным фактором. Только вот путаются сильно люди, заполняя эти разделы. Какие качества (раз уж они разделены на две группы) работодатель считает более важными? Вроде, профессиональные «ближе к теме», но...

...Вот в это самое время мне с моими коллегами довелось проводить на предприятии семинар по бережливому производству. В целом семинар удался, хотя высшее руководство предпочитало наблюдать за ходом действа «со стороны». В заключение семинара, когда основные методики поиска потерь и улучшения процессов были продемонстрированы, я предложил руководителям помощь со стороны нашей группы в поиске необходимой методологической базы для решения повседневных задач. На это директор предприятия иронично ответил, внимание: «Ну теперь-то я знаю к кому мне обращаться с моими проблемами!»...

 

«Как избавиться от лишних людей, а остальных заставить работать в поте лица?» – ответ на этот вопрос отечественный бизнес ищет на протяжении всей новейшей истории. Экономический кризис лишь подтвердил первостепенность этого вопроса, вынудив многих руководителей форсировать его решение – увы, традиционными методами, «вынув шашку». Откуда берутся «лишние люди»? Почему эту «воду» так тяжело выжать из полотенца отечественной промышленности? Почему «лишних» не выдавливает даже сдельная система, в условиях которой целые смены и даже отдельные рабочие, по идее, должны конкурировать друг с другом за объем работ? На чьей стороне в этой борьбе находятся начальники подразделений? Наконец, как подступиться к этой проблеме?