Управление персоналом

 

«Как избавиться от лишних людей, а остальных заставить работать в поте лица?» – ответ на этот вопрос отечественный бизнес ищет на протяжении всей новейшей истории. Экономический кризис лишь подтвердил первостепенность этого вопроса, вынудив многих руководителей форсировать его решение – увы, традиционными методами, «вынув шашку». Откуда берутся «лишние люди»? Почему эту «воду» так тяжело выжать из полотенца отечественной промышленности? Почему «лишних» не выдавливает даже сдельная система, в условиях которой целые смены и даже отдельные рабочие, по идее, должны конкурировать друг с другом за объем работ? На чьей стороне в этой борьбе находятся начальники подразделений? Наконец, как подступиться к этой проблеме?

Эту фразу мне недавно сказал один мой коллега (на предприятии, производство которого я в настоящее время готовлю к аудиту по СМК). Многие ушли еще до кризиса - по причинам, уже неоднократно обсуждавшимся на страницах портала: ощущение невостребованности, разрыв между сложностью, напряженностью труда и получаемой отдачей, тяжелый моральный климат... Очередной раз приходится констатировать факт, что все эти явления обусловлены тем, что смысл слов «управлять компанией» и в докризисное-то время оставался загадкой для современных российских топ-менеджеров, а уж сейчас...

Разговоры об отечественных методах «управления» уже порядком навязли в зубах. Свое личное отношение к современному российскому менеджменту я уже достаточно полно изложил в (довольно злой) статье «Грязные князи». Как говорилось в легендарной комедии 90-х «Ну, все что знал, сказал!». Добавлять что-либо к сказанному, и вообще каким-либо образом возвращаться к этой теме, ей Богу, не хочется. Однако, все новые изобретательные средства «управления» персоналом не могут оставить равнодушным.

Мы живем в мире, где человек опущен до средства. Трудно обсуждать историю этой болезни человечества. Всё дело в разделении на «Я» и «не-я». Людям приходится защищаться и нападать. Существует масса способов и огромное количество литературы. От примитивной, до изощренной. Типа «Как продать себя», «Как завоевать друзей»... Сколько НИИ во всем мире этим занимаются, сколько умов посвятили этому жизни. Нас учат льстить, маскироваться, скрыто ненавидеть,... В мире денег это стало нормой. А когда деньги закрывают Свет (высшую разумность), эти методы и средства пропитывают нас насквозь. В результате, мы ничего другого не знаем и считаем мир таким, каким нам его преподносят в этом огромном рекламном клипе под названием «цивилизованная жизнь».

На днях устроился на работу на одно известное в городе предприятие. Ему кризис тоже нанес удар в солнечное сплетение, и на одно колено пришлось опуститься, но бывает и хуже. Сейчас перед ним стоит конкретная задача - успешно «перевалить» через очередной проверочный аудит по СМК в мае сего года. Времени, как вы понимаете, в обрез, а конь не то чтобы не валялся, но, скажем так, энтузиазма не проявлял. Год после сертификационного аудита производство не вспоминало по документацию СМК. Короче, как везде.

 

То, что я пишу ниже, может, на первый взгляд, показаться не относящимся к нашей работе. Но если вспомнить, что мы говорим о развитии компании, если представить, что в процессе развития компании люди общаются и решают нетривиальные проблемы, то не трудно осознать огромную важность этой темы. Коммуникация, ПОНИМАНИЕ... Как вообще мы понимаем друг друга и понимаем ли?

 

Статья обращена к сотрудникам конкретной компании. Это было сделано в 2006 году - в начале проекта «Бережливое Предприятие». Думаю, что сотрудникам других компаний будет интересно прочитать, подумать и посмотреть с этой точки зрения на то, что происходит на их предприятиях. Уверен, у нас всех много общего. Отвечу на все ваши отклики.