Управление персоналом

Снова, и видимо не последний раз, возвращаюсь к вопросу «оптимизации» деятельности предприятий в условиях кризиса. Специально заключил слово оптимизация в кавычки, поскольку деятельность, сопровождающая этот процесс, зачастую мало соответствует строгой математической задаче поиска наилучшего решения. Одно из направлений оптимизации, используемое холдингами наряду с сокращением персонала - централизация.

 

Рабочие группы – эффективный инструмент решения задач, которые требуют скоординированного действия работников различных подразделений. Однако, для того, чтобы полностью реализовать потенциал рабочей группы, необходимо с особым вниманием подойти к решению вопросов, связанных с ее организацией и координированием.

В рамках данной статьи будут рассмотрены основные проблемы, и подходы по их преодолению, с которыми автору пришлось столкнуться в процессе организации деятельности ряда рабочих групп. Изложение материала будет проиллюстрировано реальным примером создания и сопровождения рабочей группы, организованной для сокращения потерь времени при переходах от одного вида продукции к другому.

 

В статье речь пойдет о книге Рея Иммельмана – BOSS: Бесподобный или бесполезный [1]. Почему именно об этой книге? Во-первых, я прочитал ее относительно недавно (жалею, что не прочитал раньше), так что еще свежи в памяти впечатления от сюжета. Во-вторых, интересен жанр изложения материала – бизнес-роман. Возможно, благодаря этому книга читается очень легко, хотя постоянно подбрасывает задачки, над которыми стоит поразмышлять. До этого мне доводилось читать только один бизнес-роман – «Цель» Голдрата [2]. Кстати, стиль изложения материала в обоих романах похож и характеризуется использованием дедуктивного метода поиска закономерностей производственных отношений на основании конкретной производственной ситуации. В-третьих, я получил рекомендацию к прочтению от одного очень мною уважаемого специалиста в области управления персоналом, что заставило уделить книге особое внимание.

В статье будет предпринята попытка систематизировать основные выводы, которые сделал главный герой произведения.

Интересно, есть ли некое критическое значение, за которым сокращение персонала, переходит в его бегство?

Желание руководства большинства предприятий выжить любой ценой во время набирающего обороты экономического кризиса, приводит к тому, что в ход идут все мыслимые методы сокращения издержек. Без сомнения, наиболее популярной мерой является сокращение персонала. Можно отметить ряд причин, по которым это происходит. Прежде всего, снижение потребительского спроса вызывает естественное сокращение объемов производства, а, следовательно, появление излишков рабочей силы, обслуживающей производственные мощности. Во-вторых, замораживается любая инвестиционная деятельность, что приводит к высвобождению задействованного в ней персонала, своего рода интеллектуальной элиты предприятия. В-третьих, происходит перераспределение обязанностей, с одновременным увеличением объема работ, возлагаемых на плечи штатной единицы. Подобным образом высвобождается обслуживающий персонал: механики, кладовщики, водители и т.п. Можно найти еще массу методов (внедрение аутсорсинга, сокращение управленческого аппарата и т.д.), в результате которых численность персонала предприятия может быть значительно сокращена. Такую деятельность сейчас принято стыдливо прикрывать словом «оптимизация». Не буду говорить об этической стороне вопроса, хотя ясно, что для многих такой процесс связан с переживаниями, стрессами, и даже изменением образа жизни. Хотелось бы понять другое – как процесс сокращения штата влияет на состоятельность предприятия? Не теряет ли оно нечто большее, прямо не связанное с финансово-экономическими показателями?