И, сидя в кресле с сигаретой,
глаголом жгут сердца людей...
(А.С.Пушкин и я...)

Обещал прописать, время идет, а не пишется. Тема огромная, прошли и проходят ее миллионы, мнений огромное множество, немного и боязно. И, все же...

Уже будучи взрослым дядькой (тысяч пять-шесть совещаний разного уровня в ранце за спиной уже лежало) в солидной должности мне довелось попасть на первое совещание при директоре также весьма солидного (по нашим провинциальным меркам) предприятия, который спустя целый год руководства им, решил собрать (очевидно это потребовало от него немалого мужества) руководящий состав на подведение итогов месяца.

В великолепном большом и светлом зале за не менее потрясающим огромным овальным столом, собрав человек 10-12 руководителей, в полной тишине (это задумывалось как эпохальное событие) прозвучало фраза: «Ну, что у нас?». Далее, как в романах, повисла «гробовая» тишина. А чего, в сущности, он ожидал? Лично мне стоило великого напряжения не удержаться от смеха. Потом, через полгода, желание улыбаться пропало. Директор не понимал:

1. Совещания надо готовить и лично к этому прикладывать руку (никто за него грамотно такое совещание не проведет, а, если проведет, то сам он уже и не нужен)

2. Всю подготовленную исходную информацию необходимо (ему же лично) проверять (лукавство подготавливающих решение не изжито до сих пор).

3. Понимая (очевидно, этим он не озадачивался), что подобное совещание, равно как и любое другое, служит единственно одной общей цели, а именно движению событий (развитию предприятия, как вам будет угодно), надо, начиная его, четко знать и определить как и чем оно закончится (ибо это не тех. совет, где допустимо противоречие мнений). Иначе, это просто посиделки соратников.

4. Любое совещание должно держать в определенном напряжении всех присутствующих (на доброй половине этих симпозиумов можно выспаться).

5. Оно, совещание, не должно продолжаться более часа (был участником 8- часовых «посиделок»), заканчиваться, как минимум, протоколом, с дальнейшим документально оформленным принятием решений, сроков, ответственных лиц (речь, конечно же, идет о более-менее крупных предприятиях).

6. Выходя с совещания, любой работник, как совершенный минимум, имеет право абсолютно четко и ясно представлять, что ему поручено, в какие сроки и какими ресурсами он при этом обладает, степень важности задания и меру личной ответственности. Ныне судьба свела меня (гримасы нонешнего кризиса) с руководителем, про которого можно наваять отдельную книгу, настолько он выпадает из числа т.н. «средних» директоров (точнее будет сказать - не выпадает, а проваливается).

Без ежедневных совещаний (по нашему общему мнению нужных только ему, т.к. никакую информационную энтропию они не устраняют) он не мыслит себе своей деятельности. Когда отчитываешься за предыдущий день и глядишь в его лицо, то там «НИЧЕГО»... Понять, нужно ли то, что ты изрекаешь, оценивается ли это - невозможно совершенно. Редкие принятые решения (вообще некоторым направлениям задачи не ставятся неделями) нигде не записываются, никакие протоколы не ведутся, естественно, обо всем говорится «вообще», как следствие, что и кто должен делать не определяется. Уточнить задачу не предоставляется возможным т.к. подобное уточнение вызывает у него рвотную реакцию (Что, сами не можете догадаться?! Или мне прикажете за вас все делать?! Как вариант спокойный - ну, смотрите сами, кому там чего решать...). Вот мы и «решаем»... Будучи человеком настроения, он способен запросто не заметить вопиющего провала с серьезными финансовыми потерями и через минуту взгреть за пустяк уровня слесаря. За последние три года сменилось 4 главных инженера, куча мастеров и технологов. Ни попыток понять причины этого, ни мало-мальского анализа кадровой ситуации. «Они» выше этого! Человеческого материала слишком еще много. Придут другие, зачем грузиться?

Если такие вот «совещания» сопровождаются еще и:

- курением руководителя (иногда в физиономии подчиненным, да еще и некурящим), равно как и единоличным «питием кофию»;

- ругательствами матерным и полуматерным жаргоном, «ТЫканием» (тоже отдельная и емкая тема);

- бесконечными отвлечениями на телефонные звонки и разговоры с «гораздо более важными людьми», то:

дело- дрянь (или вы попали на «наше среднее предприятие», кому как нравится).

Вполне ясно, думаю, что они при этом не понимают, что в глазах неглупых и воспитанных подчиненных выглядят хамами и невежами. И несть числа этим хамам поныне... Естественно, при такой демонстрации поведения авторитет руководителя в лице, по крайней мере, нового человека разрушается до основания в считанные минуты. При этом, как правило, никакой профессиональной грамотностью дело не поправишь, хотя сама по себе она, грамотность, вещь достойная и необходимая. Последнее время все чаще Вашему покорному слуге приходит в голову мысль о том, что большинству руководителей совещания нужны в большей степени как инструмент нагнать страху на подчиненных («чтоб уважали»), покрасоваться, а не для конкретного решения задач. Лично мне грустно.

Причины все те же, изложенные в «Сколь тяжела...». Отсутствие внутренней культуры, нежелание учиться науке управления, вообще, нежелание думать. Ибо, главное на сегодня - «бабло» (впрочем, многие из них ныне по воле, очевидно, новых веяний, декларируют как главную цель - создание «команды»). К сожалению, очень часто это - пустой звук. Это самое «бабло», надо признать, сегодня еще зарабатывается без всех этих «ненужных» потуг, «телячьих нежностей».

Я и сам не знаю, зачем пишу это, наверное, горы мыслей уже изложены неглупыми людьми. Видно, накопилось. В том, что изложил, нет систематики, глубокого анализа, не все подмечено. Кто продолжит? И где «шрапнель» героев темы?

 

Комментарии   

#1 Дмитрий Стукалов 18.02.2009 15:31
Затронута весьма интересная тема! Совещания при высшем руководстве - это мероприятие определяющее стратегическое неправление деятельности всех подразделений предприятия. Хотелось бы услышать более развернутый (в практическую сторону) набор рекомендаций, которые топ-менеджеры могли бы использовать при подготовке совещаний. Предлагаю автору систематизирова ть материал и переработать заметку в полноценную статью.