Материал представляет собой перевод заметки Мишеля Балле (Michael Balle), опубликованной на сайте Lean Enterprise Institute под названием "Does being "sensei-ed" show respect for people?".

Уважаемый Гемба Коуч,

Если лин основывается на уважении к людям, почему визиты сэнсэя в гемба слывут столь жесткими?

Трудный вопрос - отчасти потому что, действительно, лин основывается на уважении. Что мы подразумеваем под "уважением"? Во-первых, прикладывать все усилия, чтобы понять точку зрения другого человека, действующего исходя из своего собственного опыта. Во-вторых, убедиться, что люди могут работать безопасно и без унижений. В-третьих, быть преданным их развитию, чтобы поддерживать их успех. Но что делать, если человек зациклен на отношении к делу, которое, на наш взгляд, ведет к провалу?

Сэнсэй как перст, указывающий на мури, мура, муда, пытается сделать так, чтобы люди увидели следующий шаг к саморазвитию. Сэнсэй не говорит как решить проблему. Он указывает на область, где видит проблему, которая, по его мнению, поможет вам расти. Он может также научить вас инструменту, которым вы сможете исследовать эту проблему самостоятельно. Сэнсэй, к примеру, может сказать - попробуйте останавливать линию на каждом дефекте на пару часов и понаблюдать, что происходит. Или попробуйте запустить поток единичных изделий, (именно единичный, а не поток по три изделия), в течение смены, и посмотрите, что происходит. Попробуйте уменьшить партию вдвое. Попробуйте дать команде возможность организовать их рабочую зону, практикуя 5S и так далее. Сэнсэй не говорит вам, что делать. Он говорит вам, как исследовать вашу проблему в лин традиции.

Предполагается, однако, что менеджер, подчиняясь "указаниям" сэнсэя, принимает на веру то, что

  1. за действиями сэнсэя есть что-то важное, что показать им,
  2. выполняя действия по указанию сэнсэя они узнают что-то ценное для себя. Это позволит улучшить выполнение работы.

Не все разделяют эти предпосылки.

 

Злость на поучения сэнсэя

 

Недавно главный операционный директор (COO) крупной промышленной компании и его лин-сэнсэй совершали обход гемба на заводе, которым управляет менеджер, отличный специалист "по тушению пожаров". Главный операционный директор (COO) отмечал во всем прекрасную работу менеджера по приведению завода в порядок и некую форму, но завод по-прежнему оставался отстающим, (уже не катастрофа, но все еще внизу списка), и было необходимо гораздо большее. Во время визита в гемба они указали на несколько очевидных проблем, таких как безопасность, (электрооборудование было открыто настежь, т.к. был сломан вентилятор), качество, (карантинные продукты до сих пор не были проверены, спустя несколько недель), работа партиями, плохое техобслуживание некоторой критической части оборудования.

Менеджер завода объяснял эти недостатки и нисколько не ставил под сомнение тот факт, что то, на что было указано, действительно - проблема (" я не вижу здесь проблемы"). Тем не менее, во время разбора, он не принимал на себя никакой доли ответственности за любую из проблем, которые были замечены. Проблема с безопасностью? – это из-за замены вентилятора, заказ был направлен, но не подписан высшим руководством из-за стоимости. Проблема с качеством? – результат недоработки технического отдела (не в его компетенции), которые не пришли вовремя и не осмотрели дефектную продукцию. Работа партиями? – так это важно для защиты выходного потока из-за плохого состояния оборудования, которое не сможет обеспечить поток единичных изделий. Техобслуживание? - было невозможно из-за урезания бюджета и с такой ремонтной командой, которая есть, и так далее.

Главный операционный директор (СОО) пытался объяснить ему, что то, что от него ожидали - научиться лучше работать с другими, (людьми в корпорации, инженерной службе, техобслуживании и т.д.), а не постоянно обвинять во всем других, что бумерангом возвращалось на его людей и ухудшало репутацию завода. Но менеджер только становился все злее и злее, обвинил сэнсэя в высокомерии, игнорировании и отсутствии уважения к его героическим усилиям по спасению завода и... вышел, хлопнув дверью.

И что делать дальше? Я не знаю. Не все визиты сэнсэя столь драматичны. Большинство, которым я был свидетель, некомфортны, но также и очень интересны и захватывающи. Но факт остается фактом, и работа сэнсэя – указывать на моменты, которых вы не замечаете, ибо человеку присуще сопротивляться взглянуть на привычные вещи с другой точки зрения, или взглянуть на то, что ранее игнорировалось. Вот почему лин так настойчив на отношении к делу "в начале - проблемы", (и воздержании от стрельбы по носителям плохих новостей, даже если вы на самом деле испытываете такое желание). Именно потому что лин уважает личный опыт и взгляды, людям не приказывают просто сделать что требуется, а показывают, в надежде, что они будут захвачены перспективой этой зоны развития и придумают новый способ делать дело. Тем не менее, давайте смотреть правде в глаза, процесс обучения никогда не бывает легким.

  • Признание проблемы (Problem facing). Во-первых, вы должны принять существование проблемы там, где вы ее не видите, (это случалось со мной много раз, и это никогда не будет приятным, когда будет показано, что вы полностью не заметили трюк).
  • Ограничение проблемы (Problem framing). Затем вы должны бросить вызов способу (пути), которым вы думаете о проблеме и исследовать различные варианты, (попробуйте объяснить суть единичного потока кому-то, кто привык к партиям).
  • Решение проблемы (Problem solving). Теперь наступает вся самая тяжелая часть по решению проблемы, без привлечения дополнительных ресурсов, cпотыкаясь во тьме, пока вы, наконец, не нащупаете руку, которая поможет вам решить проблему.

 

Уважение и нежелание познавать

 

Некоторые люди схватывают суть поиска проблем; наслаждаясь открытием новых проблем как возможности познания, понимая, что всегда есть новые перспективы в любой ситуации, (слон, которого мы ощупываем с завязанными глазами не только хобот, нога, живот, но также и клыки, ухо, хвост, и т.д.). Им в действительности нравится учиться и чувство увеличивающегося мастерства. Другие никогда не могут это ухватить. Это не значит, что они плохие работники - они получают то, что, знают, уже опробировано. Но это, конечно же, создает проблему лидерства в контексте лин.

В действительности вопрос стоит так: как ты уважаешь тех, кто отказывается учиться в лин окружении? Если мы стремимся помочь людям добиться успеха, (что означает уменьшить область вопросов, которые они задают), пока они находятся в своей комфортной зоне, то я сомневаюсь, что они увидят в этом успех. Нет простых ответов, и если быть честным, я не знаю их с полной долей уверенности. Я не сомневаюсь, что (1) уважение к людям является четким обязательством в лин-мышлении и что (2) лин начинается с индивидуальной приверженности каждого человека к саморазвитию. Когда эти два положения конфликтуют, дело принимает жесткий оборот, и у меня нет никакого универсального рецепта, кроме как пытаться справиться с ситуацией, в каждом случае - по своему, принимая все усилия относиться почтительно и уважительно ко всем, хотя и вряд ли при этом будет удовлетворительным результат в конце концов.

Комментарии   

+2 #1 Ксенчук Евгений 05.10.2015 07:59
Спасибо, Александр!
Просто и важно.
Раскрыто понятие "уважение"
И в конце важно: "Нет простых ответов, и если быть честным, я не знаю их с полной долей уверенности. Я не сомневаюсь, что (1) уважение к людям является четким обязательством в лин-мышлении и что (2) лин начинается с индивидуальной приверженности каждого человека к саморазвитию. Когда эти два положения конфликтуют, дело принимает жесткий оборот, и у меня нет никакого универсального рецепта"
+2 #2 Александр Филонов 05.10.2015 11:03
Спасибо, Евгений!

Вы всегда можете найти красивый абзац и сделать его "еще красивей" :-)

Дмитрий не даст соврать. Первоначальный вариант был другой. Я переделывал его после прочтения Вашего воскресного комментария и, вообщем-то, Евгений Кс был и музой и зевсом в "воспитании этого предложения" и переводом его на новый лад.

Я рад, что это предложение нашло своего Слушателя. :-)
#3 Денис Гриценко 26.10.2015 14:48
Спасибо Вам, Александр!
Всегда с удовольствием читаю Ваши статьи.
#4 Aлександр Вьюшин 15.11.2015 10:02
Спасибо, Александр, за хороший материал. На гембе сталкиваюсь о тем, что описано в этой статье.
#5 Игорь Киселев 29.11.2015 15:03
Спасибо за статью.
Тоже встречаюсь с таким, что человек еще не готов к какому-то шагу.
Совершенно согласен, что готовых рецептов в этом деле не бывает.