Печать
Категория: Управление изменениями

тарый солдат шёл на побывку.

Судя по всему, автор сказки решил представить  нам какие-то полезные инструменты управления. Напомню, что многое в менеджменте из военного искусства, та же стратегия.

Притомился в пути, есть хочется.

Теперь понятно как появились консультанты по управлению – знания есть (в данном случае получены из военного опыта героя и книг по военному искусству, которых он наверняка много прочитал), но этого мало. Еще кушать хочется. Далее солдата я буду чаще называть консультантом, хотя, судя по всему, это его первый опыт в новой  роли.

Кстати, автор сказки,  не теряя даром строчек, сразу нам представляет первый инструмент управления – убывающую отдачу – солдат устал, потому нужно отдыхать, ну и восстановить силы, для чего требуется покушать. А как часто руководитель требует работы без отдыха!

Дошёл до деревни, постучал в крайнюю избу:

Ну, будем далее наблюдать как происходит продажа консультационных услуг, очень любопытно.

- Пустите отдохнуть дорожного человека!

Как видим,  консультант для начала попробовал надавить на жалость – опыта в продажах пшик!

Дверь отворила старуха.

- Заходи, служивый.

Здесь автор, скорее всего, хотел бы показать, что любой бизнес – это огромный труд –запаренный повседневными трудами  бизнесмен представлен нам в образе пожилой бизнес-вумен.

- А нет ли у тебя, хозяюшка, перекусить чего?

Оригинально – не проконсультировав,  сразу попросить вознаграждение.

У старухи всего вдоволь, а солдата поскупилась накормить, прикинулась сиротой.

Ну, как видим, автор сказки нам представляет вполне успешный бизнес – всего у старухи вдоволь, в отличие от начинающего консультанта, у которого только опыт и знания, да еще голод.

- Ох, добрый человек, и сама сегодня ещё ничего не ела:

Да, не теряя времени, автор сказки нам представляет другой важный инструмент управления – закон убывающей предельной полезности – смотрите, старуха тоже ничего не ела и потому любая еда ей будет очень приятна.

нечего.

 ПРИМ. Имеется в виду,  что старуха утверждает, что у нее ничего нет.

Ну,  а на самом деле   нет нечего – все у бизнесмена (в сказке он представлен в образе старухи) в обороте  - все в бизнесе. Никто не планировал затрат на явившегося неизвестно откуда консультанта.

- Ну, нет так нет,- солдат говорит. Тут он приметил под лавкой топор.

Как видим, солдат, впервые  решивший подработать в отпуск в качестве консультанта (отмечу, я сам начинал работать консультантом сначала по совместительству – это обычная практика), наблюдателен – то есть способности к консультированию у него имеются.

- Коли нет ничего иного, можно сварить кашу и из топора.

Отмечу, что я прочитал сказку до конца и понял, что под топором в данном случае автор сказки имеет в виду вполне конкретные вещи, а именно - стандарты качества серии ИСО 9000. Сами это увидите дальше.

Хозяйка руками всплеснула:

- Как так из топора кашу сварить?

Ага, консультант обещает  бизнесмену явить чудо. Действительно, консультанты в этом не виноваты – чуда от них ждут заказчики. Раз ждут, нужно его явить клиенту – не умирать же с голоду.

- А вот как, дай-ка котёл.

Судя по всему, под котлом имеется в виду предприятие  старухи. Вернее  одно из ее бизнес-направлений. Наверняка,  она еще кроме приготовления еды  коров держит и прочие бизнес-направления у нее имеются.

Старуха принесла котёл, солдат вымыл топор, опустил в котёл, налил воды и поставил на огонь.

Следует особо отметить, что никакого вреда консультант нанести не планирует. Старуху не убивает (Достоевский в известном романе был не прав), хотя дом на краю деревни и можно успеть убежать. Более того, топор тщательно моется – таким образом, консультант демонстрирует необходимость строгого соблюдения технологии производства.

Старуха на солдата глядит, глаз не сводит.

Это понятно. Консультант всегда человек новый для организации, как бы чего не натворил. Мне иногда клиенты говорят: «Вы в процессе консультирования все про нас узнаете, а потом  расскажите конкурентам!»  Беспокойство вполне объяснимо и нужно с ним просто работать.

Достал солдат ложку, помешивает варево. Попробовал.

Важный момент – консультант всегда имеет при себе важные инструменты управления. В данном случае ложку – без нее он бы кашу не сварил.

- Ну, как? - спрашивает старуха.

Бизнесмен всегда хотел бы получить как можно скорее результат консультирования. Это тоже понять можно. Но не следует обманывать клиента и представлять сырые результаты консультирования.

- Скоро будет готова,- солдат отвечает,- жаль вот только, что посолить нечем.

Я же говорил, что речь идет о стандартах качества серии ИСО 9000. Известно же, что сами по себе они мало чем полезны. Потому нужно еще кое-что. Например, нужно стратегию разработать, чтобы бизнес-направление правильно развивалось, здесь - чтобы каша получилась хорошая.  Потому требуется соль (стратегия – это и есть соль бизнеса).

- Соль-то у меня есть, посоли.

 Солдат посолил,

О-кей. Наш солдат-консультант оказывает первую услугу – разрабатывает стратегию.

снова попробовал.

Заметим, опытный солдат в роли консультанта понимает всю важность обратной связи – постоянно контролирует качество каши.

- Хороша! Ежели бы сюда да горсточку крупы!

Консультант понимает  -  стратегия – это очень хорошо. Но еще нужно регулярный менеджмент поставить:  регулярный менеджмент для фирмы как  крупа для каши.

Старуха засуетилась, принесла откуда-то мешочек крупы.

Как видим доверие постепенно растет. Это говорит о важности трансакционных издержек во взаимоотношениях любых партнеров – контакт консультанта и бизнесмена налаживается не сразу.

- Бери, заправь как надобно. Заправил варево крупой. Варил, варил, помешивал, попробовал. Глядит старуха на солдата во все глаза, оторваться не может.

Ну, здесь много чего отметил автор сказки:

 - и возросшее доверие бизнесмена, и необходимость строгого соблюдения технологии, которое демонстрирует  консультант,  и постоянный контроль процесса. Ну и никуда не делось ожидание чуда у клиента, эти ожидания обмануть никак нельзя.

- Ох, и каша хороша! - облизнулся солдат.- Как бы сюда да чуток масла - было б и вовсе объеденье.

Спрашивается, достаточно ли разработать стратегию бизнеса  и поставить регулярный менеджмент в организации? Нет,  конечно. Еще  нужны тонкие инструменты управления Недаром автор сказки говорит о масле – масло, как правило,  всегда тонко намазывается, особенно начинающими консультантами.

Нашлось у старухи и масло.

Сдобрили кашу.

- Ну, старуха, теперь подавай хлеба да принимайся за ложку: станем кашу есть!

Все, работа консультанта завершена. Осталось принять работу и получить вознаграждение. В данном случае это хлеб и каша.

- Вот уж не думала, что из топора эдакую добрую кашу можно сварить, - дивится старуха.

Чудо также имеется. Ожидания бизнесмена не обмануты.

Поели вдвоем кашу. Старуха спрашивает:

- Служивый! Когда ж топор будем есть?

Опять старуха про стандарты серии ИСО 9000! Мало ей чуда, что каша получилась отменной. Стандарты хочет слопать, да кто же их ест?

Вспоминаю одну историю. Шла разработка стратегии  с нашим участием одной  очень серьезной фирмы (хотя бы потому серьезной, что после нашего клиента следующее место в мире по выпускаемому ей виду  продукции занимала японская Тошиба).

И в конце работы, когда стратегия уже была разработана,  клиент спрашивает – а когда мы будем менять организационную структуру? А потребности ее изменять совершенно не было – существующая структура нисколько не мешала реализации разработанной стратегии. Клиент тогда немного и совершенно напрасно расстроился.

Так и стандарты серии ИСО 9000, толку от них для нашей страны не замечено, нужно просто поставить менеджмент. Но нужно чудо. Что делать?

- Да, вишь, он не уварился,- отвечал солдат,- где-нибудь на дороге доварю да позавтракаю!

Ушел консультант, забрал стандарты качества – другие клиенты тоже чуда потребуют, нельзя обмануть их ожидания! Но главное – результат – каша-то получилась отменной – поскольку качество – всего лишь результат хорошего управления, которое помог поставить наш герой сказки.

Тотчас припрятал топор в ранец, распростился с хозяйкою и пошёл в иную деревню.

Теперь наш консультант уже опытен и   чудо (стандарты серии ИСО 9000) всегда носит с собой: чтобы и результат был,  и  чудо можно было показать.

Вот так-то солдат и каши поел и топор унёс!

Вернее и работу сделал и заслуженное вознаграждение получил.

Заключительное  примечание:

Почему-то нам всем помнится название  сказки «Суп из топора». А такой сказки, похоже, что  и нет, а есть сказка «Каша из топора». Сам удивился, когда пытался безуспешно найти по поиску «Суп их топора».

Ну, если читателю все же хочется прочитать «про СУП» - вот вам ссылка в помощь.

Хотя это не сказка, но зато точно про СУП.