Материал представляет собой перевод заметки Мишеля Балле (Michael Balle), опубликованной на сайте Lean Enteprise Institute под названием "My boss has asked me to take on the sensei role for the company. What does that mean?"

Уважаемый Гемба-Коуч,

Как мне стать сенсеем? Мой босс попросил меня выполнять роль сенсея в компании, но я не уверен, что это за роль - буду благодарен за любой совет.


Интересный вопрос. "Сенсей" действительно остается одной из тайн Lean. Я бы не сказал, что это роль. Как я понимаю, этот японский термин изначально является больше знаком уважения к учителю - ни один человек не назовет себя сенсеем, только ученики могли бы так назвать учителя, буквально,  "тот, кто пришел (в этот мир) раньше других". Тем не менее, по факту, в частности, в США, сенсей становится ролью. Некоторые консультанты позиционируют себя  в качестве сенсея, а некоторые компании даже рекламируют себя на данную роль. Ловко.

Что же такого делает сенсей? У моего отца был сенсей, когда он был генеральным  исполнительным директором завода - автомобильного поставщика. Г-н Нампати Хаяши (Nampachi Hayashi) был старшим руководителем в Тойоте, экспертом TPS, который работал на Тайити Оно. Он приезжал каждые пару месяцев и вместе с Фредди посещал заводы. По сути, он ходил по заводу, указывал на те или иные моменты, делал (часто труднорасшифровываемые) примечания, проверял результаты кайдзен, а затем давал краткие пояснения и объяснял (схематично) один момент или другой.

Фредди и его команда потом чесали голову, пытаясь понять, что он имел в виду. Один раз, например, во время обхода по заводу, сенсей обратился к менеджеру завода и спросил его: "за что вам платят ?" Как вы можете себе представить, это привело его в  замешательство. Прошло немало времени, прежде чем выяснилось, что основная работа менеджера завода - создавать визуальную среду, где каждый с первого взгляда может отличить нормальное от ненормального. Сенсей никогда не говорил так прямо - это была последующая интерпретация, после долгих поисков, духовных смятений  и практических экспериментов.

Сенсея Тойоты поддерживал консультант Тойоты, который помогал компании использовать лин инструменты в нужном ключе. В первые дни мы все думали, что инструменты нужны для того, чтобы повысить производительность: выжать как лимон, выдавить все соки. Но по прошествии лет поняли, что полностью ошибались. Роль заводского консультанта была в том, чтобы локально использовать инструменты, демонстрировать "модель линий", создать обучающий участок для Фредди, генерального исполнительного директора. Идея работает так - сенсей НЕ должен объяснять, а должен показывать. Ему нужно место, где разница между "Lean-ячейкой" и остальной частью завода была бы достаточно наглядной,  так чтобы даже недалекий гайдзин мог заметить это. Консультант в цехах нужен был не для того, чтобы обеспечить прямые результаты, а чтобы демонстрировать инструменты. А результаты были окончательным доказательством того, что инструменты работают.

Поначалу, конечно, Фредди думал, что просто реплицируя инструменты от одного завода к другому он поднимет результаты каждого, но вскоре осознал, что это срабатывает скорее случайно. Через пару лет он пришел к выводу, что нуждается в сенсее для директоров его предприятий. В то время он управлял 50 или около того заводами по всему миру и мог посещать каждый завод один раз в год (проблема логистики). В этих визитах он: (1) смотрел на ключевые показатели завода и спрашивал о главном,  с чем бьется завод, (2) шел по заводу, чтобы увидеть кайдзен, (3) сверял бюджет завода с менеджером на месте, чтобы убедиться, что ресурсы распределяются на необходимые проблемы. Фредди отошел от дел уже как 15 лет, но я до сих пор встречаю людей, которые помнят эти визиты ... очень хорошо.

 

Семинары наскоками (hit-and-run workshops)

 

Остается фактом, что распространение лин через кайдзен-блицы является западным подходом. В Японии, насколько я понимаю ее историю, лин распространялась сначала внутри, людьми вокруг департамента Тайити Оно, потом дальше другими людьми, а уже затем по цепочке поставок через старших руководителей. Я предполагаю помогало то, что Toyota была одновременно и основным клиентом и часто миноритарным акционером, но, в основном, вокруг разносилась молва,  что, если вы хотите работать с Toyota, то необходимо применять эти штуки, точно-в-срок. А если вы учтиво попросите и проявите свою приверженность, то они научат вас как это делать, начиная с топов.

Из практических соображений, (японские консультанты приезжают в США на короткое время), лин революция начиналась с кайдзен-семинаров набегами, которые придали лин совершенно другую траекторию. Сенсей, в этом смысле, стал персоной, которая помогает генеральному исполнительному директору сделать правильные выводы из усилий по кайдзен и взглянуть в лицо проблем компании. Когда генеральный директор меняет свое мнение, компания меняет свою траекторию.

Какие практические советы могут помочь вам втянуться в эту роль?

Во-первых, найти себе собственного сенсея. Я еще не встречал человека, который освоил бы лин-мышление сам по себе. Огромная ценность сенсея именно в знании лин-традиций, в знании того, как по разному применяются лин-принципы в разных условиях. Я не могу сосчитать сколько раз я применял то, что думал было правильным лин-принципом в конкретной ситуации,  а мой отец указывал на то, что я не заметил и объяснял, что в этом случае необходимо применять принципы совершенно по другому,  оставляя мне роль объяснять команде, что все необходимо переделать и повторить попытку.

Совсем недавно я посетил завод, где они воплотили то, что я предложил, и сделали ящик выравнивания, чтобы тянуть продукт по заводу ... в течение недели (одну колону в день). Позже мне пришлось объяснять, что если мы не тянем, по меньшей мере каждый час, мы не тянет вообще - и что мы должны оптимизировать поток, а не сделать его более легким для логистики. Такого рода знания различных ситуаций невозможно предусмотреть самому. Им учат. Мое личное правило для сенсея -  их собственная традиция: сколько шагов (степеней) отделяет их от Тайити Оно? Суть дела в том, что инструменты необходимо продолжать изучать независимо от того, насколько вы профессионал в этом деле, как вам кажется.

Во-вторых, погружаться на полный день,  один раз в месяц, в гемба с вашим генеральным  директором. Это является решающим. Если генеральный директор не желает посвящать себя этому - не беритесь за работу. Один день в месяц необходим с технической точки зрения, потому что это возможность учить директора лин, показывая ему практическую разницу между анти-лин, не очень-то-лин, более-менее-лин и очень-лин, так что он поймет лучше, как он управляет своей компанией - это подробно описано в нашей последней книге "Руководи уважая" (Lead With Respect). А кроме того, политически, это привилегированный доступ к генеральному директору, раз в месяц, в очень заметной форме. Это даст вам гораздо больше влияния и сделает многие из ваших баталий, чтобы сдвинуть с места многие вещи, намного проще - и я имею в виду МНОГИЕ. Визит в гемба один день в месяц – это момент, когда трогается лед (the make-or-break issue).

В-третьих, создайте обея (obeya). Ключевым умением в роли сенсея должно быть:

1. Сформулировать вызов бизнесу в плане качества, времени выполнения, производительности и морали. Это само по себе создает лин основу вокруг неясных бизнес-проблем.

2. Убедиться, что линейные работники участвует в решении проблем, а не отдел кадров выступает с новыми способами контролировать низы в цехах (аудитами, кайдзен программами и т.д.), не имея за собой ответственности за результаты в нижней строке;

3. Сфокусироваться на проблемах, довольно небольших, чтобы люди практически сами смогли их решить.

4. Показать генеральному директору, как детали кайдзен усилий соотносятся с большими проблемами - и как инициативы людей на нижнем уровне могут открыть гораздо большие возможности.

 

Уровень "глаз"

 

Одним из самых интересных ограничений  является то, что будучи "сенсеем" непозволительно объяснять (должен сказать, я все время спотыкаюсь на этом - и ловлю себя на том, что объясняю то или это), в идеале, разрешается только демонстрировать.

Это суть работы. Вы должны установить четкие направления для усилий по кайдзен, а также систему вытягивания, связать их вместе, создать себе архитектуру для кайдзен, а затем привести туда генерального директора, чтобы сделать наглядным для него:

1. Как большинство препятствий потоку и производительности вытекают из политики или решений, которые они сами инициировали в какой-то момент по очень уважительным причинам. Например, я вспоминаю об одном генеральном директоре инжиниринговой компании, который полностью передал все производство внешним производителям. От посещения поставщиков и производственников, он вынес, что это решение не допускает любых VА/VE-усилий,  и в реальности, препятствует улучшению продукции, поэтому он начал изготовлять кое-что и дома (внутри компании). Затем он понял, что производя дома (внутри компании) с лин-подходом он был на порядок дешевле, чем были когда-либо  его поставщики. Стратегия компании от посещения гемба постепенно изменилась.

2. Как инициативы людей в решении проблем могут открыть новые перспективы для развития бизнеса. Например, через регулярные посещения гемба один главный операционный директор понял, что большинство новых продуктов не продаются, (множество из них - на складе), потому что они были, по существу, отражением того, как инженеры думали, что будет лучшим для клиентов. Однако, учась на кайдзен-усилиях в цехах, они затем сфокусировались на создании нового продукта с теми же функциями, но гораздо лучше и легче, что рынок тут же подхватил.

Трудность соответственно не в том, чтобы набрать очки, споря с ними, а имея правильный тип кайдзен-усилий идти в гемба и позволить генеральному директору самому составить свое собственное мнение.

 В-четвертых, стать экспертом в вытягивании (pull) с тем, чтобы всегда снимать напряжение между доставкой точно-в-срок и встроенным качеством. Я не знаю, каково ваше базовое образование, но, возможно, офицеры, продвигающие лин в эти дни управляются выполнить свою работу, сосредоточив внимание лишь на кайдзен мероприятиях или A3, без четкого представления о том, как организовывать вытягивание. Вытягивание - ваш билет на доверие со стороны высшего руководства, так как оно собирает вместе все локальные проблемы,  визуализируя их во всем потоке. Вытягивание абсолютно необходимо для поддержания давления на производственную площадку, чтобы высвечивать проблемы и решать их. Без вытягивания, я сомневаюсь, что вы сможете достичь чего-то другого значимо. Система вытягивания никогда не заканчивается, и это отличный способ продемонстрировать, что целью непрерывного улучшения является ... непрерывное улучшение.

 

Учитесь говорить финансово

 

 И наконец, пройдите финансовый курс. Если вы хотите разговаривать с генеральным директором вам нужно говорить на его языке, на языке финансов. Если вы хотите помочь генеральному директору по более широкому кругу вопросов бизнеса (и перевести их в термины качества, времени выполнения, производительности и морали), вы должны понимать бизнес условия.

Это не то, что вам удастся подхватить на цеховой площадке. Независимо от того, насколько хороши вы в своей работе, вам необходимо обучиться этому. Учитесь финансам, говорите с финансистами, поймите, как они смотрят на вещи. Если вернуться к двум  классическим книгам Оно - "Гемба менеджмент" (Workplace Management) и "Производственная система Тойоты" (Toyota Production System), вы найдете много страниц о ситуации в автомобильной промышленности в Японии и о том, какие финансовые решения компании могут в этих ситуациях предпринять. Люди часто пропускают это в поисках "лин-объяснений". Но для меня эти страницы демонстрируют глубокое понимание Оно бизнес-задач компании того времени, и его поисков различных видов индустриальных решений. Вы не можете получить последнее без первого. Учитесь.

Я сомневаюсь, что есть  правильное рабочее определение  -  что означает - быть «сенсеем»? Но я подозреваю, что  прежде всего, - это начать применять принципы лин к себе и определить план развития: каковы ваши собственные пробелы в мастерстве, как вы собираетесь развивать себя?

(Никто вам не поможет здесь, пока вы не найдете своего собственного сенсея).

Я поделился несколькими советами из собственного опыта, надеюсь,  это поможет и вам. Но я понятия не имею можно ли обобщить этот опыт. Я очень хотел бы услышать, каковы будут ваши успехи с этим. Если бы мы смогли прояснить задачи сенсея в лин движении, мы бы определенно кайдзанули самих себя!

Комментарии   

#1 Алексей Корбачев 29.01.2015 00:36
Попросил быть сенсеем... здорово. Обычно ощущаешь себя не то замполитом, не то миссионером.