Печать
Категория: Управление изменениями

Уже второй раз за последний месяц мне приходится отвечать на один и тот же вопрос: "Зачем нам улучшения, у нас же госзаказ"? Задают его работники предприятий, с которыми мы обсуждаем проблемы современных рыночных компаний. Попробую в краткой заметке взглянуть на эти проблемы с точки зрения таких "защищенных" компаний. Подробного анализа делать не буду. Это скорее повод задуматься.

 

Проблемы развития

 

Сомнений нет, государственная "подушка безопасности" представляет собой хорошее защитное приспособление, в какой то степени гарантирующее предприятию безопасность в кризисные времена или в периоды спада рночного спрса и способствующая созданию атмосферы общего спокойствия. Но так ли это хорошо для компании в целом?

Прежде всего, успокоенность, вызванная осознанием собственной значимости, приводит к атрофированию способности развиваться. Это касается как уровня технологичности продукции, так и уровня развития процессов. В результате мы имеем монстра, практически не способного к сколь небудь самостоятельному улучшению. Со временем, не только преобразования, но и обычное поддержание компании "на плаву" требует постоянного внешнего притока денежной массы. Еще дальше, отсутствие потениального "движка" развития приводит к тому, что даже существенное финансирование не позволяет компании создавать сколь-нибудь современный и конкурентоспособный продукт.

 

Это не наши проблемы!

 

А это уже точка зрения готовых иждивенцев, свидетельствующая о наступлении первой фазы опьянения, которое вызвано наркотиком госфинансирования. В этой фазе предприятие теряет самостоятельность а его роль изменяется с "поставщик продукции" на "потребитель бюджета". А ведь мы это все проходили! Помните, что происходило с такими предприятиями в 90-е? Наверняка помнят все, и тем удивительнее нынешняя успокоенность. А вы уверены, что современная геополитическая обстановка гораздо лучше? Или, может быть, вы полагаете, что нефтегазовый фонтан, золотые капли которого перепадают некоторым отечественным производителям, неиссякаем? Не чувствуете себя в зоне риска? Тогда вам напрямую к Талебу1. Возможно, он поможет осознать реальное положение вещей.

 

Главная ценность компании

 

О проблемах нынешнего рынка труда не понаслышке знают все производственники. Ситуация такова, что на производстве работать непрестижно. Хлопотно, шумно, грязно, тяжело... Гораздо проще надеть костюмчик и айда, в салон мобильной связи - консультантом, или охранником в магазин. Работа не пыльная и платят неплохо! Что остается рынку производственного труда? Редкие специалисты, возраст которых неуклонно растет, да многочисленные представители поколения "Next", пытающиеся найти свое теплое местечко методом пассивного скитания по "волнам случайности".

В этой непрстой ситуации предприятиям приходится самим заботится о подготовке своих кадров. Это реальная проблема, которая, по-идее, должна способствовать развиию компании. Но, в реальности, всеобщая атмосера успокоенности ни коим  образом не способствует формированию процессов развития. В результате, плохие процессы управляются и поддерживаются пассивными работниками. Даже мысль о повышении своей собственной ценности на рынке труда с трудом находит понимание среди представителей уютного "болотца". Ну а величина управленческой квалификации редко когда поднимается над уровнем профессиональной аристократии.

 

Все написанное выше мне представляется вполне очевидным, однако, жаль, что эти простые вещи не всегда находят понимание в среде компаний, существование которых гарантировано государственной поддержкой. Не буду тыкать пальцем в конкретные заводы, но, думаю подавляющее большинство, читающих эти строки, без труда вспомнит многочисленные примеры, которые их подтверждают. Попробуйте посмотреть на себя и свое предприятие с этой точки зрения. Пока лидеры рынка сражаются с "Демоном сложности", здесь не помешало бы хотя бы плюнуть на "Демона самоуспокоенности".

1 Имеется ввиду книга Нассима Талеба "Черный лебедь: под знаком непредсказуемости"