В заметке "The Fight for the Meaning of Lean", опубликованной на сайте Lean Enterprise Institute, Мишель Балле (Michael Ballé) рассуждает о значении, которое каждый из нас вкладывает в слово "Лин". Ниже представлен перевод.

На конференции Всемирного банка в октябре лауреат Нобелевской премии по экономике Джозеф Стиглиц (Joseph Stiglitz) заявил, что ключом к современной промышленной политике является "умение учиться" (то, как мы создаем культуру обучения и познающего мышления?) и признал, что изобретение Тойоты "точно-во-время" (just-in-time) системы производства распространилось по всему миру и вызвало огромное увеличение эффективности далеко за пределами сферы интересов Тойоты (угу, это было Лин движение, давайте погладим себя по спине!).

И здесь, во Франции, очень популярная ежедневная Le Monde недавно посвятила статью о Лин на страницах раздела "культуры и идей". Похоже, лин-идеи становятся мейнстримом.

Действительно кажется, что каждый второй и его собака занимается Лин. Лин стало доминирующей методологией улучшения ценности. Мы больше не кучка сумасшедших, очарованых экспоненциальным ростом Тойоты, удивительными процессами и экзотическими сенсеями. Мы выросли. Блогосфера гремит вокруг людей, которые делятся опытом собственного применения Лин.

Но о каком "Лин" мы говорим? Это "разрабатывать продукты, которые нам необходимы, чтобы развивать людей", тот Лин, которому нас учили? Или это "повышение производительности, чтобы снизить расходы", который так нравится корпоративным типам Лин. Или это и то, и другое?

В теории о природе познания, психолог и философ Жан Пиаже  (Jean Piaget) отличает ассимилятивное мышление (генерация новых фактов или идей встроено в существующие ментальные модели) от аккомодационного мышления (изменение собственного мышления, чтобы соответствовать новым фактам и идеям). Ассимиляция означает видеть зебру как маленькую полосатую лошадь; аккомодация означает представление зебры  как отдельного вида, с отличным поведением и местом в экосистеме, и таким образом, мы изменяем наш список видов, чтобы разместить там зебру.

Ассимиляция является режимом по умолчанию для большинства людей, до степени когнитивного диссонанса. Мы отрицаем информацию, которая бросает вызов нашим глубоко укоренившимся убеждениям. Это один из наиболее стабильных результатов социальной психологии, подтвержденный тысячами экспериментов. Аккомодация (известное также как "принять это") - тяжелая работа и редкая.

Несколько лин-идей действительно распространились далеко за пределы лин-движения. "Партия плохо, а поток - это хорошо" до сих пор трудно воплотить на практике, но уже не обсуждается. Улучшение, (чтобы это ни значило!), является одним из ключевых элементов любой операции. Цеха должны быть 5S-ные. Решение проблем, а не разговоры/делегирование тоже прокладывает свой путь в бизнес в духе времени.

Но многие другие основные лин идеи еще далеко не восприняты как здравый смысл, потому что они требуют глубокого изменения мировоззрения для большинства руководителей и лин практиков: применимость для клиента vs обучение клиентов, гемба vs зал заседаний, фокус на оператора vs акцент на среднее звено, кайдзен vs план мероприятий, PDCA vs большие идеи, интенсивное сотрудничестве vs командный дух и т.д.

Я подозреваю, что война переместилась и  фронт уже больше не "Лин или не Лин". Каждый считает, что он занимается Лин, но многие ассимилировали Лин к традиционному Тейлористскому мышлению и используют лин-инструменты для углубления способов микро-управления работой членов команд, как я видел это на ужасных примерах использования досок контроля через короткие интервалы (short interval control boards - надо отмечать показатели каждые 5 минут и т.п.). Во многих компаниях, которые я посещаю, фокус лин-программы остается на ускорении реализации планов мероприятий средним звеном, вместо того, чтобы помогать операторам решать их конкретные проблемы, поощрять предложения и участие.

Но нет покоя для утомленных и нечестивых... Борьба теперь идет о самом значении слова "Лин". Мы все занимаемся Лин в наши дни, но, какой это вид Лин? Существует прямой и простой тест узнать на какой стороне баррикад вы находитесь. Просто спросите: "Какова миссия оператора, с инструментом, который я только что ему вручил?"

Комментарии   

#1 Вальчук Виктор Васильевич 30.12.2013 07:11
Легкость ассимилирования идей Лин заложена в самой подаче идей Лин. Она подается как набор инструментов. "Сокращение потерь" - да это же наше родное "сокращение затрат". 5С - да это же наш забытый НОТ! и т.д. Консультанты, гуру и эксперты от Лин широко этим пользуются (Поэтому Гастев оказался лицом Лин). Вот и получается - Лином занимаются, а никакого переосмысления не произошло (аккомодации, то бишь).

В этом смысле ТОС построен по другому. Его труднее принять, поскольку он изначально целостный. "Для ускорения потока линия должна быть разбалансирован а по мощностям", "показатель себестоимости приводит к неверным решениям", "нормативные показатели - вредные показатели", "у конкретного продукта нет прибыли" ну и наконец "основное ограничение любого предприятия - ошибочные убеждения его руководства"- такие мысли трудно ассимилировать. Их нужно принять, а для этого придется отказаться от уже встроенных в сознание заблуждений. Но это одновременно создает и трудности для принятия ТОС.
#2 Александр Филонов 30.12.2013 09:13
Вот-вот. А я говорил Стукалову, что статья про зебру, а не про лошадку! :D

Ассимиляция vs аккомодация аналогичны Системе 1 vs Система 2 (в статье про A3 Мышление).

Посмотрите значение слова аккомодация (в Wiki) и ассимиляция.

Проблема по прежнему в том, что Вы предлагаете отказаться от лошадки. :-) Это не аккомодация.

"Сейчас к людям надо помягше, а на вопросы смотреть ширше" :lol: