Печать
Категория: Бережливое производство

Представляю читателям портала перевод интересной статьи Джона Шука "A Connecticut Yankee Machinist in Toyoda’s Castle" о человеке, роль которого в развитии производственных систем до недавнего времени была мало кому известна.

В ответ на недавнее сообщение Джима Вумека в Lean Post, Фред Шталь кратко представил имя, которое навело на вопросы некоторых из вас. Чарльз А. Фрэнсис был американским машинистом (янки), который работал на основателя Toyota Group - Сакиши Тойода в течение приблизительно двух лет в начале 1900-х. Почему Фрэнсис, и все что с ним связано, так важно? История Фрэнсиса является неотъемлемой частью, недостающим элементом к большому повествованию о необычайном обмене постоянными инновациями в технологиях между США и Японией на протяжении последних 150 лет.

Чарльз А. Фрэнсис

Шесть лет преподавания и работы в Японии Фрэнсиса привело его к многочисленным внутренним открытиям, которые будут удивительными для многих сегодня, например,понимание неподготовленности японских рабочих в начале 20 века:

"Я обнаружил, что японские рабочие... никогда не будут в состоянии сделать работу, которая может конкурировать с другими странами, если они не будут обучены - и не будут обучены должным образом".

 

Янки-машинист

 

Чарльз Фрэнсис был создателем моделей и инструментов и машинистом - "механиком", выражаясь языком того времени, которые по большей части работали в различных производствах в Новой Англии, в том числе в новаторской Pratt & Whitney Ко, в Хартфорде, штат Коннектикут. В 1903 году Фрэнсис принял необычное приглашение - преподавать в Высшей школе Технологий, в Токио, (современный Токийский технологический институт).

завод Ikegai

По окончании первоначального трехлетнего контракта, Фрэнсис продлил свое пребывание, но сменил обязанности по преподаванию на неполный рабочий день. Признавая (в примечаниях, сделанных  инженерным обществам в Токио в 1905 году), что реальное обучение проходит за пределами классной комнаты, он начал работать часть дней для промышленных предприятий. На своей первой работе ( Фрэнсис работал две недели в месяц на металлургическом заводе Ikegai), он разработал первый в Японии точный токарный станок, приводимый в действие силовой установкой, расчищая путь для огромного объема высокоточной обработки металла, которая требовалась для быстрорастущего мануфактурного сектора Японии.

К счастью для нас, Фрэнсис, во время своего пребывания в Японии, писал статьи и выступал с докладами, представляющие ценную информацию о своих наблюдениях. Он написал как минимум три статьи для Японского общества инженеров-механиков (JSME) в Токио в 1905-06 и опубликовал статьи в журнале "The American Machinist", включая анализ "Американские инструменты в Японии" и доклад на тему "Промышленная выставка  в Токио". Третья статья касается опыта Фрэнсиса по обучению японских менеджеров и рабочих американской системе производства и обработки: "Диапозитивы для инструктирования рабочих - метод, разработанный для обучения японских рабочих". Все вместе эти части проливают свет на состояние производственной практики в Японии глазами американcких специалистов, владеющих знанием лучших в мире технологий.

точный токарный станок

В начале 1908 года, Фрэнсис начал работать на Сакиши Тойода, две недели в месяц. Его последняя работа в Японии была для японо-американской граммофонной компании в Кавасаки, где внедрялись новейшие технологии из США - записывающего оборудования RCA - и требовалась высокоточная машинная обработка, которая только была доступна в то время.

В своих презентациях и письменных изложениях Фрэнсис особенно выделял ключевые концепции, а именно:

- тщательное техническое обслуживание оборудования и внимание на переналадку

- надлежащее обучение и тренировку рабочих

- оперативность и дисциплину

- создание особой "фабрики моделей" (model factory), где в одном месте собирались бы лучшие практики

- понимание производства как "системы"

Это выглядит как перечень принципов и практик из наших любимых учебников по лин. Особенно поразил меня взгляд Фрэнсиса на производство как систему, необходимость создания "фабрики моделей". Подход, начинающийся с "модельной линии" (пилотного образца) или области изучения, в настоящее время прочно укоренился и является важным элементом целостной стратегии по лин-трансформации, которая поддерживается консалтинговой группой операционного менеджмента Тойоты и многими другими.

Фрэнсис покинул Японию 31 мая 1910 на судне "Чикаго Мару", выйдя из Йокогамы и прибыв в Такому (США) 14 июня. Это произошло всего лишь несколько недель спустя, после того, как Сакиши Тойода отбыл в США для изучения американских технологий ткацкого производства непосредственно в гемба, в Новой Англии, но о встрече Фрэнсиса и Сакиши в США мы до сих пор ничего не знаем. Вернувшись к своим корням в Новой Англии Фрэнсис работал суперинтендантом, или, по другому, мастером у нескольких производителей, прежде чем окончательно приземлился, получив назначение в оружейной компании Remington Arms и помогая ей в значительном расширении в Бриджпорт, штат Коннектикут, в 1915 году (год, в котором историческое место было расширено до 73 гектаров, наняв на своем пике 17000 рабочих). Фрэнсис умер дома, в Бриджпорт, 14 января 1916 года.

 

Чему мы можем научиться о прогрессивных изменениях у Чарльза Фрэнсиса?

 

История Чарльза Фрэнсиса примечательна тем, что она проливает новый свет на происхождение наиболее важного производителя второй половины 20-го века: Тойоты. Несмотря на сотни книг и многие годы исследований роль в этом одного из механиков янки была упущена.

Начало 1900-х было временем подъема текстильной промышленности в Японии и в других странах. Это была самая большая индустрия в мире. Фрэнсис работал на Сакиши Тойода в (1908-09), годы, которые  были переломными для японской ткацкой промышленности, в момент перехода от узкого к широким ткацким станкам и, по большей части, от ручных к автоматизированным машинам. Автоматизация, в сочетании с большими размерами, требовала серьезных сдвигов, от дерева к стали. Прочность стали требовалась, чтобы выдержать напряжение на шасси, которые пришли с ременным приводом. Вот почему Фрэнсис был необходим Сакиши.

Фрэнсис знал машинную обработку, но в связи с этим нет никаких оснований полагать, что он был уникальным. Машинисты янки рассыпались по всему свету из Новой Англии, дома самой лучшей машинной обработки в мире. Пока неясно, как именно он получил приглашение преподавать в Японии, но и в этом случае Фрэнсис не был уникальным. Фрэнсис стал частью знаменитой японской эры Мэйдзи, времени, когда все было устремлено на то, чтобы узнать западные технологии под лозунгом "Западная наука, восточный Дух". После более чем двухсотлетней изоляции Японии и силового откупоривания (флотилией "черных кораблей" адмирала Перри) в 1858 году и влоть до роста националистически милитаристских настроений в 1930 году Япония постоянно направляла сотни исследователей и торговцев в страны, которые обладают передовыми технологиями такие как США, Великобритания, Германия, Франция и приглашала сотни технологов, таких как Фрэнсис, поделиться своими знаниями непосредственно в Японии. На момент прибытия Фрэнсиса там было уже около 80 иностранных инструкторов-экспертов, таких же как он.

К счастью, многие из проливающих свет наблюдений Чарльза из японских семинаров сохранены. В своем выступлении перед обществом инженеров-механиков в Токио 8 мая 1905, озаглавленном "Механические и производственные линии в Японии и американские обрабатывающие станки" Фрэнсис озвучил свои потрясающие выводы:

"Я искренне верю, что лучшим планом правительства, который стоило бы позаимствовать ... было бы создание завода по моделированию производства, и в этом месте иностранные инструкторы не только бы учили рабочих, как работать на различных машинах, но и значению «системы»" ....

"В развитии индустриальных линий в этой стране будет очень мало успеха, если не преодолеть представление, которое я нахожу здесь у многих производителей, делать работу самым дешевым и самым бедным способом ... Я обнаружил, что они пытаются делать не только самые дешевые предметы, по сравнению с их конкурентами, но делать все возможное, чтобы сделать их беднее, не только в вопросе изготовления, но и в качестве используемого материала."

"Для того, чтобы производить …машины высокого класса, и, чтобы иметь возможность продавать их по самым низким ценам, необходимо иметь хорошо организованную систему производства..., это является одним из секретов огромного успеха американских мануфактур. Эта система действует не только в офисе, но и распространяется на весь завод, где каждый человек, нанятый на завод, должен быть на своем месте и готов к работе сразу в минуту старта и поддерживать постоянный ритм вплоть до окончания рабочего времени."

Теперь, если обратить внимание на то, что происходило на мировой арене производства последние 50 лет, эти слова являются поразительными. Бум "японского менеджмента" 1980-х годов превозносит достоинства японского работника: дисциплинированного, добросовестного, старательного, преданного, образцового по любым стандартам. По факту, японский рабочий, особенно Тойоты, стал мировым стандартом. Даже сегодня я часто слышу доводы: "У нас нет такой дисциплины, как в Тойоте, чтобы быть такими же эффективными в стандартизированной работе и кайдзен...» Но, вернемся 100 лет назад, когда Япония и Тойода учились у Запада, и мы видим как американцы читали лекции японцам по вопросам пунктуальности, старательности, необходимости организации и системного подхода ко всей работе.

Урок, который я извлек из этого подтверждается глобальным распространением лин мышления и практики на протяжении последних трех десятилетий и является важным -  культура имеет значение, но никогда не позволяйте рассматривать стереотипные представления о национальной культуре или характере как непреодолимое препятствие или извинения, чтобы не делать правильные вещи.

 

Оказал ли влияние Чарльз Фрэнсис на современное лин-мышление и практику?

 

диаграмма спагетти

Прямое влияние Фрэнсиса на лин сложно измерить. Сакиши Тойода явно чувствовал, что вклад Фрэнсиса был ценным. Сакиши платил Фрэнсису 500 йен в месяц, почти вдвое больше зарплаты, которую Фрэнсис получил от Ikegai, сумму, которую Сакиши только удавалось заплатить, добавляя половину из собственного оклада! Что еще более важно, поучения Фрэнсиса (см. маркированный список ключевых пунктов выше) имеют четкий резонанс с производственной системой Тойоты, ее принципами и методами. В диапозитивах ("слайды для проецирования"), которые он создал, чтобы обучать японских рабочих, когда они вне гемба, есть заключение – визуальные образы лучше, чем просто слова – Фрэнсис демонстрирует то, что безусловно, является старейшей "диаграммой спагетти", которая только существует.

Интересно порассуждать о влиянии Фрэнсиса. Пребывание Фрэнсиса в Университете Чикаго совпало с пребыванием там Джона Дьюи. Влияние Дьюи на американское мышление, от его философии прагматизма до создания научного метода, с особыми идеями и деятельностью в сфере образования (Дьюи полагал, что "мышление" и "делание" никогда не должны быть разделены в обучении), всё имело резонанс с тем, что мы знаем о работе Фрэнсиса в Японии и фундаментальными характеристиками того, что позже стало известно как японский менеджмент и сама производственная система Тойоты.

Было бы ошибкой преувеличивать значение Фрэнсиса. Если бы его влияние на производственную систему Тойоты было бы большое, Фрэнсис никогда не был бы "неоткрытым" до сих пор. Тем не менее, по поводу его прямого влияния на Сашиди Тойода, (и позже - Toyota Motor Corporation), примем во внимание вот это заявление от одного свидетеля тех лет, который был в состоянии увидеть, как разворачивалось все из первых рук (Из воспоминаний Икегай Киширо, основателя металлургического завода Ikegai):

"Чарльз смог построить фабрику своей мечты (omou toori) с Тойода-Сан, в сравнении с тем, что он мог сделать вместе с Ikegai. Я думаю, что фабрика, которую Чарльз помог построить Сакиши, была первой фабрикой массового производства (производства в больших объемах) в Японии."

Тоширо Нарусава, мой соавтор по Kaizen Express,и я, последние пять лет проводили исследование о Чарльзе Фрэнсисе, прослеживая его путь в начале 20-го в Японии и Новой Англиии. Мы искали повсюду, вдоль и поперек, чтобы разузнать то, что мы смогли узнать до сих пор, и надеемся прочитать в предстоящей книге Фреда Шталя "Лидерство в работе: Секретное оружие США в битве за конкурентоспособность промышленности", (Worker Leadership : America 's Secret Weapon in the Battle for Industrial Competitiveness), которая будет издана MIT Press в сентябре 2013 года (сделайте предоплату сейчас, в Amazon, как это уже сделал я). Усилиями сообщества вполне можно раскопать дополнительную информацию и диалог с сообществом абсолютно проложит путь к дальнейшим открытиям. Взгляните на полное описание жизни Фрэнсиса как механика (давайте возродим этот термин!) и учителя в США и Японии, представленные здесь в первый раз.