С момента своего создания портал LeanZone.ru задумывался как инструмент, позволяющий повысить эффективность деятельности, связанной с улучшениями бизнес-процессов. Для этого на сайте есть практически все атрибуты, присущие современным интернет-ресурсам: база знаний в форме статей и заметок блогов, площадка для общения, роль которой выполняет форум, социальная платформа (ей, конечно, далеко до Facebook, но она есть), которая позволила сформировать сообщество неравнодушных пользователей и т.п.

Спустя некоторое время после создания ресурса авторам стало ясно, что рамки интернет-общения не позволяют получить желаемую интенсивность обмена мнениями. Как следствие, появилось очное мероприятие в формате круглого стола «Лин без галстуков», собирающее наиболее активных членов сообщества. На сегодняшний день проведено уже четыре подобных мероприятия, каждое из которых подготовлено силами самих участников, заинтересованных в очном общении.

Как следующий этап развития хотел бы отметить эксперимент по интеграции деятельности по улучшению конкретного предприятия в пространство решения проблем портала. С этой целью на форуме был заведен отдельный раздел для компании «Световые технологии», в котором шло обсуждение ряда проблем производственного блока предприятия. К сожалению, диалог с представителями компании пока затих, но надеюсь, в ближайшее время удастся его возобновить за счет привлечения более широкого круга работников «Световых технологий». Пользуясь случаем, хочу предложить помощь в организации подобных разделов для всех компаний, заинтересованных в повышении эффективности своей деятельности. К вашим услугам весь потенциал сообщества LeanZone.ru!

Что дальше?

Анализ хода обсуждения различных проблем, материализованных в разделе форума «Практика улучшений», позволил выявить одну закономерность. Ее суть заключается в том, что диалогам, зачастую не хватает той доли детализации, которая связана с необходимостью увидеть ситуацию своими глазами – побывать в гемба. Недостаток информации можно объяснить различными причинами. Здесь и банальная боязнь показаться недостаточно компетентным, и отсутствие соответствующих полномочий и просто отсутствие сведений, позволяющих рассказать о ситуации на должном уровне. На самом деле, факторов, конечно же, много больше. Каждый, наверняка сможет придумать еще, пользуясь проекцией сложившейся обстановки на своем предприятии.

Полностью отдавая себе отчет в том, что общение на форуме всегда останется в той или иной степени закрытым, авторский коллектив проекта предлагает вниманию всех членов сообщества новую инициативу. Суть инициативы заключается в том, чтобы предоставить возможность работникам и менеджерам предприятий обмениваться опытом в ходе непосредственных рабочих сессий на предприятиях друг-друга. Проект, основой для которого станет портал получил рабочее наименование СВОП: «Сетевое взаимодействие по обмену опытом преобразований на предприятиях». Это не точная аббревиатура, но, полагаю, никакой беды в том, чтобы объединить две идущие подряд «О» и «П» в одну пару символов, нет. К тому же СВОП близко по звучанию с английским словом SWAP, которое означает «обмен» и как нельзя лучше характеризует суть новой инициативы.

Теперь немного подробнее о том, что же такое СВОП.

Практически на любом предприятии, которое является лидером рынка или хочет им стать, ведется непрерывная деятельность по улучшению. Эта деятельность, как правило, осуществляется на проектной основе, с участием специалистов, которые прошли обучение в области, скажем, бережливого производства, 6 сигм, теории ограничений и т.п. Важно, что такие специалисты являются реальными производственниками (не консультантами) и «чувствуют на своей шкуре» проблематику и сложность изменений. Вместе с тем, у себя на предприятиях, такие специалисты «варятся в собственном соку», и, подчас, либо не видят многих проблем, либо не вполне корректно их решают, либо, по тем или иным соображениям, не представляют – как подступиться к их решению. Консультанты? Возможно, и, пожалуй, неизбежно, но!.. Консультанты хорошо задают тренд-направление изменений. Сложнее с реализацией конкретных мероприятий и преодолением сопротивления на различных слоях оргструктуры, то есть с тем, с чем производственники встречаются в своей каждодневной работе.

Страшно подумать, сколько замечательных специалистов бьется над похожими проблемами, по крупицам выискивая подходы к их решению. Так почему бы не создать межфункциональную команду из представителей нескольких предприятий, которая периодически осуществляла бы аудит каждого из предприятий-участников, и на совместных сессиях формировала бы подходы к решению проблем каждого из них.

Например (и такой сценарий кажется вполне жизнеспособным), создается группа представителей от 3…4-х предприятий. От каждого предприятия входит в группу 2…3 человека. Затем группа поочередно объезжает все предприятия. Скажем, первую неделю группа работает над проблемами одного предприятия. Затем следует перерыв неделя или две, за время которого происходит обсуждение и апробация результатов совместной работы. Далее сессия повторяется на втором предприятии и т.д. Спустя, например, полгода – год, или по-мере реализации конкретных проектов, сессия повторяется, если участники команды сочтут это полезным. В противном случае совместные команды могут быть созданы между другими предприятиями.

Что это дает. Попробую перечислить наиболее очевидные преимущества.

1. У группы улучшений предприятия появляется возможность узнать о подходах, используемых на других предприятиях и использовать их в работе.

2. Совместная деятельность может принести совершенно невероятные идеи и неожиданные пути решения проблем.

3. Преодолевается «замыленность» видения улучшенцев.

4. Нет пророка в своем отечестве. Рекомендации со стороны могут быть восприняты с бОльшим вниманием.

5. Рекомендации носят прикладной характер (это же производственники!).

6. Стоимость реализации подобного проекта (фактически, проезд и проживание участников) разбивается на все предприятия и не должна быть высокой (в отличие от услуг консультантов).

7. Если предприятия находятся в одной продуктовой цепочке, то появляется возможность выстроить сквозные процессы производства.

Безусловно, есть ряд нюансов, касающихся отраслевой принадлежности компаний входящих в команду, уровня их развития и т.п., но, полагаю, принципиально неразрешимых вопросов нет.

Теперь о самом интересном!

Выступая с инициативой СВОП, рад сообщить, что руководство компании «Световые технологии» выразило согласие предоставить своих специалистов для работы в пилотной межфункциональной команде. В рамках этого проекта будут разработаны основные принципы взаимодействия предприятий и принят базовый регламент сотрудничества.

Поиск партнеров по пилотной команде производится в теме форума «Ищем партнеров по обмену опытом преобразований».

Комментарии   

#1 Алексей Васильев 04.04.2013 12:13
Инициатива интересная и очень своевременная: на мой взгляд, отечественным предприятиям сегодня жизненно необходимы новые подходы к проблеме улучшения деятельности, новые форматы взаимодействия.

Пока что мы имеем два основных формата:

1. Руководство видит проблему -> хочет улучшений -> проявляет инициативу, руководствуясь «здравым смыслом» (или нанимает консультантов) -> натыкается на мощное сопротивление переменам со стороны персонала -> в итоге время и деньги потрачены, а результат оставляет желать.

2. Проблему видит персонал -> хочет улучшений -> при пассивной или вяло-одобритель ной позиции руководства «варится в собственном соку», пока выданные ему скромные полномочия не упрутся в «генеральную линию партии» -> возникает ощущение, что головой пытаешься проломить кирпичную стену -> желание что-то менять сходит на нет -> время, силы, нервы потрачены, а результат оставляет желать.

Так что новые форматы будут очень кстати! Тем более, что Дмитрий, на мой взгляд, очень точно сформулировал преимущества СВОП-подхода.

Следует особо отметить, что в успехе СВОП решающее значение будет иметь принцип отбора участников от каждого предприятия в общую СВОП-команду. Если туда попадут люди, «играющие в активность», «заработавшие баллы» на своих предприятиях исключительно лояльностью к руководству; карьеристы и приспособленцы, мимикрировавшие под модную нынче тему улучшений (таких ребят я называю «послушными лидерами») – ну, тогда на финальной сессии СВОП мы получим второй Лин-форум.

Как человек, начавший свой профессиональны й путь с рядовой должности и поработавший в разных компаниях, я утверждаю, что практически на каждом предприятии для успешных преобразований вполне достаточно собственных, внутренних ресурсов. В каждой компании немало людей, у которых все еще «горят глаза» – но они либо не организованы, либо не востребованы. Их энергию использовать бы в СВОП-командах!

P.S.: Отдельный вопрос в рамках СВОП – как наилучшим и скорейшим образом организовать «погружение» членов команды в специфику конкретного предприятия – до такого уровня, чтобы они были в состоянии генерировать предложения по улучшениям. Ведь если речь идет о сроке в одну неделю, то для самостоятельног о углубления в предметную область его может не хватить.
#2 Ксенчук Евгений 05.04.2013 13:21
Дмитрий, Вы знакомы с бенчмаркингом?
Похоже, что СВОП - групповой бенчмаркинг.
Бенчмаркинг - довольно методически проработанная штука и ее можно использовать при подготовке и проведении СВОПов.
#3 Дмитрий Стукалов 05.04.2013 16:15
Евгений, согласен, безусловно бенчмаркинг будет полезен, но ровно в той мере, в которой не даст предприятиям разделиться по степени превосходства! Суть инициативы не в сравнении результативност и, а прямом контакте для обмена информацией, для генерации идей, для принятия управленческих решений, для создания открытых, равноправных, одноранговых взаимоотношений . Это в противовес конференциям, на которох стороны неравны (один поучает, другой внимает), а проникновение происходит лишь на уровне того, о чем сочтет нужным рассказать докладчик.