Пожалуй главным навыком консультанта-коуча или наставника является умение правильно задавать вопросы. Правильно заданный вопрос мобилизует знания и волю обучаемого, направляя их в нужное русло для решения той или иной проблемы. Как же правильно задавать вопросы? Ниже приводится перевод краткого видео-интервью, которое взял корреспондент Lean Enterprise Institute у известного коуча - Мардж Хаген (Margie Hagene).

LEI: Что такое «эффективный вопрос» в lean-коучинге?

M.H.: Когда мы говорим об эффективных вопросах в «бережливом» коучинге, я, прежде всего, думаю о том, что коучинг является важной частью работы независимо от вашей должности в организации – будь то коуч или лидер.  Что я ценю в эффективных вопросах, так это то, что вопросы, заданные эффективно, позволяют удерживать владельца проблемы при ее решении в нужном русле в легкой ненавязчивой манере. Мы можем узнать гораздо больше об этом из книги Эдгара Шайна (Edgar H Schein) «Helping: How to Offer, Give, and Receive Help».  Там говорится о 4-х видах вопросов: обычные вопросы, диагностические вопросы (для диагностирования проблемы – прим. пер.), наводящие вопросы (подсказки – прим. пер.), и процессные вопросы. Мы поощряем людей использовать в своей работе и обращать внимание, насколько эффективны простые вопросы. Это вопросы, ответы на которые вы сами не знаете, и с помощью которых вы пытаетесь помочь владельцу проблемы достичь ясного понимания ее главных предпосылок и причин возникновения этих предпосылок. Примером эффективного вопроса этого типа является: «Что вы мне можете рассказать о путях изучения проблемы?» Менее эффективным способом сделать это является вопрос: «Вы не думали о том, чтобы рассмотреть… а), б), в)?» Когда я задаю первый вопрос, я пытаюсь понять, как мыслит владелец проблемы и как он собирается справиться с проблемой. Когда я задаю второй, менее эффективный, вопрос, я, на самом деле, ненамеренно вынуждаю его мыслить так, как мыслю я. И в результате владелец проблемы ожидает услышать, что я об этом думаю, вместо того, чтобы думать самостоятельно.

LEI: В каких направлениях коучи прилагают свои усилия?

M.H.: У меня есть опыт работы коучем как внутри организации, так и внешним коучем-партнером. И одним из уроков, который я извлекла для самой себя, когда работала внутренним коучем, является то, что обучать людей и заниматься коучингом необходимо таким образом, чтобы поддерживать их в процессе обучения и оценивать их прогресс, вплоть до успешного завершения, а не делать работу своими руками.  Зачастую организации выделяют людей, которые помогают другим, когда дела идут не так, когда есть вещи, над которыми нужно упорно поработать, чтобы добиться хоть какого-то прогресса. И таких людей часто затем переводят на должность коуча. Но то, что они не знают, берясь за эту работу, и чего в организациях не понимают, так это то, что существует разница между тем, как делать работу самому и как поддерживать других в развитии способности эффективно решать проблемы.

LEI: Что бы Вы посоветовали для более эффективной работы коуча?

M.H.: Думаю, один из способов, который был полезен мне и с помощью которого я старалась поддержать других людей в выполнении их работы, - это небольшие эксперименты над собой, которые позволяют открыть те обстоятельства, в которых я, вероятно, смогу действовать быстрее, энергичнее и смогу спасти ситуацию. И еще – иметь небольшой план для самого себя. Пусть это будет всего лишь один час в неделю, когда я могу остановиться и проанализировать свою работу, чтобы понять – когда у меня лучше получалось поддерживать других людей, задавать им эффективные вопросы, благодаря которым они могли сами оценить свое продвижение вперед. В связи с этим хорошо иметь человека, который наблюдает за мной и дает мне обратную связь относительно того, что я сделала в соответствии со своим планом и в какие моменты я отошла от него. Благодаря этому я могу сделать для себя анализ P-D-C-A (plan-do-check-act), двигаться дальше и пробовать снова. Потом это становится привычкой.