Итак, закончилась 2-я сессия тренинга «6 сигм для зеленых поясов». Позади 1,5 месяца напряженной работы. В ряде заметок блога на сайте sixsigmaonline.ru уже был освещен ход тренинга и его результаты. Но я бы хотела поделиться своим взглядом на тренинг «изнутри», как один из участников, а также дать несколько рекомендаций нашим последователям.

Не скрою, пару раз за время тренинга, в моменты особого напряжения в голове промелькнула предательская мысль «А зачем мне все это нужно?» К счастью, свои цели я достаточно четко представляла еще перед началом тренинга, поэтому ответ возникал сразу же, и появлялись силы идти дальше. Вот эти цели:

1. Восполнить пробелы в знаниях в области оптимизации бизнес-процессов (в частности, по методам статистического контроля и анализа) и освоить новые инструменты.

2. Получить практические навыки ведения проектов 6 сигма.

В целом, поставленных перед собой целей я достигла. Конечно, не все инструменты 6 сигма удалось изучить достаточно глубоко. Некоторые из предложенных инструментов были вообще не применимы конкретно для моего проекта, поэтому их изучение было более поверхностным. Среди них, например, стандартный Gauge R&R и планирование эксперимента. Не удалось полностью разобраться с трансформацией данных, дисперсионным анализом. Думаю для того, чтобы полностью усвоить всю полученную информацию и отработать новые навыки, мне придется провести еще не один проект. Хотела бы обратить внимание тех, кто обдумывает участие в будущих сессиях: не ждите, что вы выйдете после тренинга готовым специалистом. Тренинг – это начало пути, а не его завершение.

В ходе тренинга давалось очень большое количество информации, которую нужно было усвоить в сжатые сроки. Это трудно. Приходилось конспектировать, составлять ментальные карты («mind maps»). Не всегда хватало той информации, которая есть в материалах сайта. Хотя нам в этом вопросе было легче, чем участникам предыдущей сессии – многие материалы были добавлены за последние полгода. Мне явно не хватало знания статистики (вернее, отдельных ее разделов – совсем не тех, которым меня учили на экономическом факультете). Легче приходится тем, у кого есть хорошая базовая подготовка в области статистики и математический склад ума. Но это не значит, что без этих условий нельзя освоить тренинг. Можно. Просто понадобится приложить дополнительные усилия.

Необходимость усваивать большие объемы теоретической информации и параллельно вести работы по проекту диктовала очень напряженный темп работы. Думаю, другие участники подтвердят мои слова – нам всем было трудно выдержать этот темп. В результате я пришла к выводу, что важным условием успешного прохождения тренинга являются самодисциплина, умение грамотно планировать свое время и расставлять приоритеты. Онлайн форма тренинга дает определенные преимущества при планировании времени на обучение, но при этом не делает его менее напряженным или ответственным. Тренер оказывал нам всю необходимую помощь, но не давал поблажек. Если нет привычки самообучения и опыта удаленной работы, именно самодисциплина может стать камнем преткновения. Учитывайте этот важный момент при принятии решения об участии в следующих сессиях.

«Green Belt» первой сессии Аделина Черкасская в своих отзывах писала о важности выбора учебного проекта для тренинга. Хочу подтвердить ее слова и еще раз обратить на это внимание: правильный выбор проекта во многом определяет успешность обучения в целом. Проект не должен быть слишком крупным или сложным (не вытянете в установленные сроки). У вас обязательно должна быть поддержка со стороны высшего руководства и, очень желательно, гарантии того, что в течение 1,5 мес. обучения вас не сорвут с этого проекта и не перебросят на другой фронт. Выбрать проект до начала обучения трудно – ведь вы просто не представляете, что именно вам придется делать в ходе обучения, соответственно, каким требованиям должен удовлетворять проект. Мне при решении этого вопроса очень помогло изучение кейсов участников первой сессии обучения, а также заметки о выборе DMAIC-проектов в материалах сайта (Выбор проекта шести сигм. Часть 1, Часть 2, Часть 3, Часть 4).

Но выбором темы проекта трудности не ограничиваются. Очень сложно впервые подготовить план проекта 6 сигма, не владея этой методологией. Могу посоветовать одно – внимательно изучайте кейсы участников предыдущих сессий. Хотя и это вряд ли застрахует вас от ошибок в оценке трудозатрат и длительности выполнения задач. Еще один камень преткновения – оценка экономического эффекта от реализации проекта. Не стесняйтесь просить помощи как у коллег-экономистов своего предприятия, так и у других участников тренинга.

И в заключение хочу дать еще несколько общих рекомендаций:

1. Включайтесь в работу сразу. Не «раскачивайтесь». На «раскачку» просто нет времени.

2. При прохождении тестирования фиксируйте вопросы, которые вызвали у вас трудности. Если не сдадите тест с перового раза, у вас будет понимание направления, в котором вам нужно работать.

3. При заполнении архива помните, что его будут читать другие люди, совершенно незнакомые со спецификой вашего проекта. Мне несколько раз приходилось переделывать архивы потому, что я какие-то моменты недостаточно подробно осветила и объяснила ("и так все понятно!"), и результаты моей работы были неверно истолкованы.

4. При планировании проекта и мероприятий по улучшению помните о людях, с которыми вам придется работать. Сопротивление изменениям – это так банально, об этом столько сказано. Но оно есть всегда! Проект учебный, а сопротивление будет настоящим. Учитывайте это.

5. Не игнорируйте предложения тренера по итогам каждого этапа обучения делать заметки об извлеченных уроках. Это сэкономит вам время на финальной стадии при подготовке отчета и, возможно, поможет что-то переосмыслить и исправить еще в ходе проекта.

Для меня этот тренинг стал уникальной возможностью качественного обучения, не выходя из дома. Но одновременно оказался проверкой на стрессоустойчивость. Надеюсь, мой отзыв поможет принять взвешенное и обдуманное решение тем, кто рассматривает сейчас возможность участия в будущих сессиях.

Успехов будущим участникам!