Печать
Категория: Управление изменениями

За всеми этими разговорами про стандартные процедуры, предложения по улучшениям и про другие нужные вещи, которые будоражат умы сообщества LeanZone.ru, мы забываем, что работники часто не понимают очень простые вещи. Например, не понимают своей роли в производственном процессе, не понимают своих полномочий, не знают, что делать при возникновении проблем, и даже не уверены, правильно ли они делают свою работу! Они просто ее делают. Зачастую так, как получается. Так, как сложилось исторически. Не чувствуя «дыхания» предприятия в целом, без малейшего представления о том, что происходит за пределами их производственного участка.

Причина подобного положения вещей в том, что про работников просто «забывают» после приема на работу. Формально каждый из них расписывается в ознакомлении с рядом документов, которые, вроде бы, должны полностью погрузить человека в рабочую среду: трудовой договор, журналы инструктажей по охране труда, в лучшем случае, должностная инструкция. Но фактически большинство из них разработаны либо как свидетельство соответствия трудовому законодательству, либо просто для того, чтобы было. Вспомните, например ваши должностные инструкции? Эдакие тяжеловесные папирусы, подробно расписывающие права, обязанности, функции, должностное подчинение и т.п., которые даже дочитать-то не каждый в состоянии. А где они обычно хранятся? Правильно, в отделе кадров! Ну, в лучшем случае, у начальника цеха. И кто из работников пойдет туда для того, чтобы с ними познакомится? Да и кому это надо? Плюс ко всему и сами-то инструкции бывают «мертвыми», не отражающими реального положения вещей и не несущие значимой полезной информации. А ведь считается, что работники все это знают и исполняют!

Не удивительно, что в связи со сказанным выше, у работников складывается устойчивое чувство неприятия любого документа, за исключением платежной ведомости. А тут мы идем к ним со стандартами, регламентами и чек-листами. Нетрудно представить себе, где они их видели...

Очевидно, что начало активных действий по формированию производственной системы должно быть подготовлено. Все действующие лица производственного «спектакля» должны четко представлять себе свои роли и осознавать важность своего участия в общем действе. Ведь даже малейшая фальшь, вкравшаяся во время простейшего «Кушать подано…» может испортить впечатление от разворачивающегося сюжета.

По сути – что же мы вообще хотим от работников? То, что предприятию нужны специалисты, способные качественно выполнять свою работу, даже не оспаривается! Это само собой разумеется. Об этом заботятся все, начиная от отдела кадров и заканчивая линейными менеджерами. А вот то, чего действительно не хватает работникам, так это понимания своей сопричастности к общему предназначению организации, предсказуемости деятельности и элементарной культуры в своей ежедневной работе. Это и есть базовая роль работника, как основного элемента производственной системы. Для закрепления этой роли, на мой взгляд, хорошо подходит такой документ, как рабочая инструкция.

Свой вариант «Рабочей инструкции работника», которая выложена в разделе «Формы документов» файлового хранилища портала, я предлагаю на суд сообщества LeanZone.ru. Выложенный файл является по сути первообразной для вполне реального документа, который используется мною в работе. Думаю, его без труда можно трансформировать для нужд конкретного предприятия. При разработке документа преследовались несколько противоречивых требования. Во-первых, документ должен быть простым и легко запоминающимся. Во-вторых, документ все же должен отражать максимально возможное количество существенных для работы деталей. В-третьих, документ должен быть достаточно универсальным для большинства работников предприятия. В крайнем случае, он должен легко трансформироваться для нужд участка, который имеет значительные отличия. К настоящему времени документ прошел апробацию производственной практикой, и показал свою состоятельность. Тем не менее, буду рад услышать критику, рекомендации по доработке, пожелания.

Однако сам по себе документ еще не гарантирует собственной жизнеспособности. Очень важно правильно донести его суть до персонала и закрепить в сознании его основные положения. С этой целью была реализована следующая процедура.

1-й этап. Информирование. Документ был роздан всем сотрудникам предприятия через начальников цехов и мастеров. Они же предупреждали работников о важности документа и последующей аттестации работников по его основным положениям.

2-й этап. Аттестация. Работники приглашались в зал совещаний группами по 7...10 человек,  где в форме собеседования с комиссией из 2-х...3-х человек (обязательно специалист по качеству и мастер участка) прояснялись все основные положения документа, делались акценты на наиболее значимых пунктах. То есть это не была аттестация в форме экзамена, а скорее некое собеседование, где каждый мог почувствовать свою роль, выяснить то, что было непонятно.

3-й этап. Закрепление. Рабочая инструкция была развешена на всех информационных стендах. Главные ее положения были оформлены в виде наглядных плакатов. Например: «План не должен выполняться в ущерб качеству!», «Не принимай, не производи, не передавай брак!», и т.п.

4-й этап. Контроль. Специалист по качеству, один, или совместно с мастером, во время регулярных обходов по участку, выборочно подходил (подходит и будет подходить) к работникам, интересовался ходом работы, проблемами, и попутно выяснял ряд вопросов. Например, как будет поступать работник в той или иной ситуации, есть ли необходимые для работы документы, чего не хватает, знает ли об этом мастер, и т.п. Если работник терялся, то тут же на свет извлекалась рабочая инструкция и совместно изучались ее непонятные положения.

Всем работникам вновь принимаемым на работу инструкция выдается в момент заполнения анкеты с просьбой ознакомится перед выходом на работу. В ходе первичного инструктажа на рабочем месте, работник проходит через процедуру аттестации, которая была описана выше.

В рабочей инструкции, которая представляется на суд членов сообщества, можно заметить упоминание нескольких документов, которые, на мой взгляд, обязательны в любом производственном окружении. Речь идет о рабочем журнале, паспорте-наряде и требованиях к продукции. Кратко об этих документах.

«Рабочий журнал» предназначен для регистрации проблем на рабочем месте, отметок об обслуживании оборудования и передаче рабочих мест между сменами.

«Паспорт-наряд» – это основной документ, сопровождающий изделие или партию изделий, в котором содержатся сведения о выполненных операциях и исполнителях.

Документ «Требования к продукции» думаю, в особых пояснениях не нуждается. Для наших целей важно, чтобы он четко отражал – что допустимо в конечном продукте, а что нет.