Сегодня хочу поделиться с читателями портала практикой использования такого инструмента бережливого производства, как бригадная доска.

Бригадная доска – визитная карточка бригады. На бригадной доске формируется фактическая информация по персоналу, качеству, оборудованию, безопасности, на основании которой со стороны руководства производится анализ и принимаются корректирующие действия по улучшению процесса.

Бригадная доска – инструмент постоянных улучшений. Цели ее применения:

- повышение качества выпускаемой продукции;

- снижение потерь от брака;

- повышение безопасности выполняемых работ;

- улучшение условий труда;

- повышение квалификации персонала;

- приобретение профессиональных навыков посредством наглядного отображения информации и дальнейшего ее анализа по категориям «Персонал», «Качество», «Оборудование», «Безопасность», «Кайдзен» и др.

- выявление производственных проблем, возникающих в работе бригады;

- выработка решений по их устранению, установление лиц, ответственных за решение проблем и даты ее устранения.

Бригадная доска является одним из инструментов визуального менеджмента и представляет собой щит, на котором размещаются бланки документов для отображения на них фактических результатов и плановых показателей бригады по соответствующим разделам.

Одна бригадная доска делается сразу на две смены, располагается на видном месте, аккуратно оформляется с использованием цветовой гаммы. Число бригадных досок определяется цехом.

Поскольку у каждого производства своя специфика работы, универсальную бригадную доску для разных производств сделать невозможно.

На рисунке приведен пример исполнения бригадной доски.

brigadnaya-doska

Примечания.

* На данном бланке показывают, сколько должно быть людей согласно штатному расписанию и сколько фактически вышло в каждом месяце. Далее проводится анализ причин невыхода на работу. По каждой из причин можно провести более углубленный анализ. Например, на основе больничных листов сделать статистику и провести анализ по видам болезней, по месту возникновения болезней (на каком рабочем месте чаще всего болеют). После этого можно приступать к анализу конкретного рабочего места и выявить причины возникновения болезней: провести замеры освещенности, вибрации, условий окружающей среды и т.д. Затем разработать соответствующие мероприятия и внедрить их.

** На бланке «Информация о кайдзен» размещается выписка из Положения по кайдзен-предложениям, либо крепится само Положение. На одном листке можно указать: что такое «кайдзен», как заполнять бланк, кому отдавать бланк и коротко о выплате вознаграждения за принятые к внедрению или внедренные кайдзен-предложения.

Вся доска разделена на пять вертикальных колонок: «Персонал», «Технологическая дисциплина», «Качество», «Простои», «Кайдзен». Колонок может быть и больше, если, например, добавить колонку «Безопасность». Кроме того, на доске имеются три горизонтальные строки: «Динамика с начала года», «Динамика текущего месяца», «Проблемы и решения». Строк также может быть больше. Например, можно добавить строку «Анализ» и на соответствующих бланках проводить анализ проблемных мест. Важно, чтобы информации было минимально достаточно для получения общей картины о ходе производственных процессов в бригаде. Излишняя информация делает Бригадную доску громоздкой и трудно читаемой.

Каждый бланк заполняет ответственное лицо, назначенное распоряжением по цеху. Например, бланк показателей технологической дисциплины заполняет технолог цеха или участка, а бланк по качеству – инженер цеха по качеству. На заполнение бланков должно уходить не более 20-30 секунд (поставил точку на графике и соединил с предыдущим показателем), кроме бланка «Лист проблем и решений». На всех бланках обязательно должны присутствовать линии «Уровень … года» или «Уровень … месяца», «Цель на … год» или «Цель на … месяц».

Продолжение материала в заметке "Бригадная доска, часть 2: ошибки при оформлении".

Комментарии   

+1 #1 Дмитрий Стукалов 12.01.2011 16:35
Игорь, а как физически эта доска у вас организовывалас ь? Какие носители информации использовались, каким методом закреплялись? Что делать, если на одном поле надо несколько документов разместить? Вообще, может фотография есть?
#2 Игорь Рыжкин 12.01.2011 16:56
Физически такие доски на УАЗе есть на каждом производственно м участке.
Вот с фотографиями не знаю. Надо посмотреть. Точно есть Бригадные доски, которые сделаны были не правильно, не так, как описано. Поэтому они были сфотографирован ы, т.к. легче отнести ответственному фотографию, чем саму доску. :-)
На доске листки формата А3 или А4 крепились обычными канцелярскими зажимами.
Размещать много документов на доску не надо. Только самое основное, которое дает представление о работе и о проблемах. Остальные графики и документы с анализом находятся у бригадира.
У начальника цеха такие же графики, только на формате А0 (лист ватмана), висят на стене в кабинете. На них уже размещается общая информация по всем участкам (такая фотка есть :-) ). Поищу фотки.
+1 #3 Яна Батуева 04.02.2011 09:16
Т.е. в принципе эта достка содержит всю информацию об участке. А вы не делали досок или стендов специально для Лин, где отдельно раписаны результаты по 5С, TPM, мотивации персонала?
#4 Игорь Рыжкин 04.02.2011 10:22
Цитирую Яна Батуева:
А вы не делали досок или стендов специально для Лин, где отдельно раписаны результаты по 5С, TPM, мотивации персонала?


В принципе на доске все это присутствует. Но, если есть необходимость, то делали. По ТРМ точно есть специальные отдельные доски (не везде). Всё по необходимости. Загромождать не надо. Когда много информации, то её не будут читать.