Среди множества славословий бережливому производству и TPS в частности, редко находится место для критики. А та, что есть, сводится, в основном, к мантре “у нас это не работает”.

Эту запись я хотел бы посвятить практике использования временных рабочих, широко использующейся на предприятиях, успешно практикующих бережливое производство, но редко упоминаемой в связи с ним.

Я перевёл статью Джона Миллера “Human Kanban”, опубликованную тут. Статья про то, как проклятые капиталистические буржуи эксплуатируют трудолюбивый японский народ, изощрённо используя принципы бережливого производства и про то, какие проблемы эта эксплуатация у народа вызывает. Помните, садясь в свой новенький “Ярис” или “Камри”, что ваш комфорт оплачен несчастными жизнями и разрушенными семьями...

Система «Канбан» это инструмент управления потоком материалов и информации. Обычно канбаны представляют собою ярлыки, прикреплённые к контейнерам с деталями. Эти ярлыки содержат информацию о деталях и их партиях. Канбаны используются повторно, передвигаясь вместе с деталями. Канбаны используются для управления минимальными складскими запасами. Это управление учитывает информацию о времени изготовления заказа, пополнения запасов и размера страхового запас, основанного на знании о известных или возможных сбоях системы.

Количество ярлыков, добавляемых в систему, или изымаемых из неё зависит от колебаний спроса. Кроме регулирования текущего производства, система «Канбан» используется как инструмент улучшения, с задачей удовлетворения потребностей компании в исключении всех слабых мест из системы путём влияния на коренные причины сбоев. Например, канбаны могут изыматься из обращения для того, чтобы яснее обозначить проблемы поставщиков, эффективно продемонстрировать их слабости.

Хирокаи Сатаке, профессор экономики в Университете префектуры Фукуи подготовил статью «Люди-канбаны» и борьба с этим в Производственной системе Тойоты (TPS)» (”Human Kanbanand its Countermeasures in the Toyota Production System”), посвящённую проблемам резкого увеличения использования временных рабочих в производственной индустрии Японии. Она опубликована в выпуске № 556 журнала Центра исследования социальных проблем (Ohara Social Problem Resarch Center Magazine No. 556 (Ohara Shakai Mondai Kenkyuujo Zasshi No. 556 2005.3)) в марте 2005 г. под названием “Ningen kanban to Тойота seisan houshiki no taiousaku”.

По данным журнала Economist, от 11 мая 2004 г., 4,5 миллиона японских рабочих в возрасте между 15 и 34 годами работают по контракту, или временному договору. Разрыв в общем уровне дохода на протяжении жизни между ними и постоянными рабочими составляет приблизительно 1 400 тыс. долларов США (160 миллионов йен).

Выполняя некоторые свои исследования, я обнаружил, что в соответствии со статистикой OECD (Организации экономического сотрудничества и развития), свыше 25% рабочей силы в Японии в 2004 г. вербовалось на временную работу. Этот показатель выше только в Нидерландах и в Австралии. Однако, в абсолютном значении количество работающих там меньше и они являются менее индустриально развитыми, чем Япония.

Учёт колебаний спроса и возникающей вследствие этого необходимости перемещения рабочей силы не только от линии к линии, но и между различными рабочими площадками является неотъемлемым свойством TPS и бережливого производства. В 1970, вследствие стратегии выбранной компанией Тойота и потребностей, вызванных возросшим спросом, эта система потребовала перемещения рабочей силы от одной фабрики к другой, в зависимости от потребностей. Сатаке пишет, что понятие «люди-канбаны» возникло в те дни и критиковалось, вследствие разрушающего воздействия на человеческие жизни.

Система «люди-канбаны» в Тойоте перемещала людей от производственных линий с низкой загрузкой, к линиям с высокой загрузкой. Принципом Тойоты, цитируемым в статье Сатаке, стало перемещение персонала «когда надо, куда надо и столько, сколько надо». Такой подход явился непосредственным воплощением одного из принципов управления производством TPS «Точно во-время» (Just-In-Time) в применении к управлению человеческими ресурсами.

В соответствии с Сатаке, кампания критики системы «люди-канбаны» сокращала возможность перемещения персонала между фабриками, но не между линиями на одной фабрике. Это касалось и постоянного, и временного персонала. В Тойота это расценили как проблему и направили усилия на выравнивание потребностей в рабочей силе, используя систему heijunka (система сглаживания производственной нагрузки), с целью дать стабильность семьям своих сотрудников.

Сатаке говорит, что в современной Японии нет той критики системы «люди-канбаны», которая была в 1970-х. Однако, по его мнению, в сегодняшней Японии производственная рабочая сила имеет больше временных и контрактных рабочих, чем тогда. «Говоря прямо, доступность временной рабочей силы возросла», утверждает Сатаке.

Сатаке спрашивает, есть ли смысл сокращать запасы согласно принципу «точно во-время», если его применение полностью уничтожает эффект наличия запасов, смягчающий колебания спроса и приводит к нестабильности работы? Он призывает менеджеров, которые управляют производством, направлять усилия на выравнивание загрузки с задачей минимизировать воздействие колебаний спроса на использование трудовых ресурсов.

Любознательный журналист Сатоши Камата предлагает более личную точку зрения на тёмную сторону бережливого производства. Камата работал в течение шести месяцев 1973 г. в качестве «временного рабочего», собирая трансмиссии на Тойоте и написал об этом книгу, названную «Автомобильная фабрика безнадёжности: дневник сезонного рабочего» (Jidosha zetsubo kojo--Aru kisetsuko no nikki). Книга была переведена с японского на английский в Passing Lane.

Тойота сокращает издержки, совершенствует качество, систему доставки, безопасность и условия труда непрерывно в течение 50 лет. Но что сегодняшний журналист смог бы написать о временных рабочих? Каматра вернулся в Toyota City и 1 ноября 2004 г. опубликовал в журнале Тойота «Shukan Kinyobi» статью «Самоубийства и депрессии сотрудников в самой высокодоходной компании в мире». Камата критикует антигуманную позицию администрации компании Тойота, которая и раньше и сейчас борется за повышение доходности путём сокращения затрат на заработную плату.

Камата сравнил некоторые показатели 1973 г. и 2004 г.

1973 г. На Тойоте занято 41 000 постоянных рабочих и 3000 временных.

2004 г. На Тойоте занято 65 000 постоянных рабочих и 10 000 временных.

В 1973 г. месячное жалование, включая переработки и доплаты за ночные часы составляло 79 000 йен (около 720 долл. США).

В 2004 г. месячное жалование, составило 254 430 йен (около 2300 долл. США), в соответствии с газетной рекламой Тойота для временных рабочих.

Прибыль Тойоты в 2004 г., по сравнению с 1973 г. возросла более чем в 30 раз.

Камата критикует профсоюз и саму компанию, утверждая, что типичный ответ на жалобу на размер оплаты труда в профсоюз: «Покажите компанию, которая наймёт вас за ту же плату, которую вы получаете сейчас» и что администрация Тойоты постоянно использует ссылки на кризис и конкуренцию, с целью не допустить рост заработной платы. Этим аргументом закончились переговоры между профсоюзом и администрацией компании о повышении заработной платой в 2006 г.

Процитирую Камату: «Беседа с моими друзьями перешла от несчастного случая, случившегося одним ранним майским утром, когда 33-х летний опытный рабочий был убит прессом для металла, к разговорам о самоубийствах среди технической элиты департамента развития и лидеров профсоюза, которые происходят во многом вследствие переработок. За последние 10 лет, по их словам, они наблюдали драматический рост депрессий среди своих коллег».

Профсоюзы Соединённых Штатов всё ещё достаточно сильно противостоят злоупотреблениям в использовании труда временных рабочих, которые по факту являются полноценными сотрудниками. Из свежих примеров можно назвать победу профсоюза «Wash Tech» над компанией Microsoft. Японские профсоюзы, по сравнению с ними являются беззубыми. Кроме того, в отличие от Соединённых Штатов, японским рабочим нелегко несколько раз в течение карьеры менять место полноценной работы.

Система «люди-канбаны» обеспечивает высокую доходность Тойоты. Поскольку большое количество японских компаний копирует её опыт и адаптирует TPS под свои нужды, система найма временных и частично-занятых рабочих приобретает всё более широкое распространение. В сегодняшней Японии уменьшение гарантии занятости и стабильности семей, вследствие перехода на использование человеческих ресурсов по принципу «точно во-время» и системы «люди-канбаны» является общественной проблемой, возникшей вследствие проявления тёмной стороны бережливого производства.

Джон Миллер, 9.05.2006

Комментарии   

#1 Алексей Васильев 13.12.2010 17:43
Вот это уже похоже на серьезный разговор по поводу "обратной стороны медали"
#2 Сергей Жаринов 18.12.2010 20:47
Александр, спасибо! Очень интересная информация. Полностью согласуется с моими представлениями об опасности игры в сокращение штатов. Постоянно сжимающаяся пружина в какой-то момент не выдерживает, и вся система "взрывается".