Макдональдс! Кто не знает этого громкого имени, которое носит всемирная сеть быстрого питания! Долгое время страны бывшего СНГ были лишены возможности вкусить фаст-фуда, так глубоко бросившего свои корни на Западе. Сегодня же точки питания McDonald's проникли даже в самые отдаленные регионы России, принеся с собой вкус гамбургеров, чизбургеров, биг-маков, и тому подобных вкусностей. О пользе этой еды уже много сказано, и до сих пор идут жаркие споры. Не буду здесь подливать масла в огонь. А вот о чем мне давно хотелось бы поговорить, так это об организации труда в заведениях McDonald's.

Уже сравнительно давно на форуме открыта тема «McDonalds - бережливое предприятие или нет?», но высказать свою точку зрения в этой ветке я не мог по одной простой причине - я ни разу не был в McDonald's! Стоп, стоп, стоп! Не спешите улюлюкать и тыкать в меня пальцем! Эта заметка как раз о том, как я исправил этот непростительный недостаток, соприкоснувшись с магией всемирно известного бренда. Попробую описать свои впечатления. Не претендую на объективность. Пусть это будет всего лишь мнение одного клиента.

Визит в McDonald's не был запланирован. Как то раз, возвращаясь из Москвы и порядком уставшие, мы с женой решили себя порадовать праздничным окончанием дня. Идея посетить McDonald's пришла, когда мы стояли в типичной московской пробке на Волгоградском шоссе. Тут же мы решили, что сделаем это сразу как только выберемся из московской суеты, тем самым оставив суматошный день позади. Наш выбор пал на кафе, расположенное в одном из подмосковных городов. Жена, которая с фаст-фудом уже была знакома, убедила меня в том, что все заведения сети одинаковы.

Найти свободное место на стоянке не составило особого труда. Машин было много, но места были. Мысленно я сказал спасибо макдональдсовцам за предусмотрительность! Массивная дверь в заведение лишний раз подчеркнула значимость происходящего - вот, сейчас все произойдет, и вы попадете в сказку McDonald's!

Какофония звуков, которая своей тяжестью буквально обрушилась на уши, стала первым ударом по психике, нуждавшейся в отдыхе. Громкая музыка, которая, видимо, должна была создавать жизнерадостную атмосферу в заведении, на самом деле создавала мощный фон, заставляющий посетителей разговаривать друг с другом веселым полукриком. Гомон разношерстной публики вкупе с музыкальным оформлением сразу дали понять, что расслабиться здесь не удастся. Что ж, видимо таковы правила. Это как на дискотеке - хочешь оторваться, значит смирись с тем, что в попытке докричаться до партнера сорвешь горло. Зато атмосфера неповторимая! В общем, дальше мною двигали исключительно любопытство и профессиональный интерес.

Всем известно, что McDonald's заряжен на максимальную скорость обслуживания клиента и стабильное качество продукции. Ассортимент блюд в кафе не велик, поэтому оба этих показателя достигли фантастических высот. Все это я знал до посещения. На практике все оказалось не совсем так. Первое, что я увидел подойдя к терминалам для обслуживания клиентов были две очереди. Две, потому что из пяти терминалов, работали только два. На первый взгляд, ну что такое очередь из пяти человек? Для тех, кто стоял по два часа в очереди за хлебом - сущий пустяк! К тому же, вспомните, какие очереди были в McDonald's, когда их только начинали открывать. Обслуживание и вправду оказалось быстрым! По субъективным ощущениям - 2...3 минуты на человека. Жена пошла занимать столик, а я принялся наблюдать в ожидании своей очереди.

Молодые ребята, из которых состоял обслуживающий персонал, работали быстро и напряженно. Все были сосредоточены.  У некоторых от непрерывной беготни покраснели лица и выступил пот. Механические «здравствуйте» и «спасибо за заказ», которые встречали и провожали очередного посетителя не имели какой либо эмоциональной окраски и звучали, скорее, для формальной сервисной галочки. Это понимали как заказчики так и работники. Первые понимали, что так надо и не реагировали на псевдо-учтивость, а вторые понимали, что первые это понимают. Безысходная российская вежливость, с которой приходится мириться!

Постоянный высокий темп работы постепенно начал меня угнетать. Как то плохо это сочеталось: отдых одних за счет работы других. Вот ведь человеческая натура! Ведь всегда так было и так будет. Вы отдыхаете, а обслуживающий персонал работает. Ну работа такая у них! Только как-то неловко становится. Вроде бы ты своим присутствием напрягаешь кучу народу. В обычном кафе таких мыслей не возникает, хотя и внимания тебе там больше оказывают. А здесь неравенство клиента и работников сервиса было как на ладони. Одна девушка, из тех, кто все время бегают на заднем плане, вдруг расплакалась со словами «вы меня все бросили». К ней тут же пришла помощь, но ощущение напряженности происходящего у меня возросло еще больше.

Дошла очередь и до меня. Не знаю, что там пошло не так, но пришлось подождать заказанные Роял-чизбургеры дополнительные 3 минуты. В это время началось обслуживание другого клиента. А я просто стоял в сторонке и ждал. И казалось мне, что я совсем тут лишний,  что сделал не тот заказ, и вообще не вписываюсь в формат заведения!

С заказом тоже получилось интересно! Самые ходовые блюда в McDonald's, изображены на подсвеченных табло с названием и ценой (гамбургеры, чизбургеры, картофель фри, макнагетсы). Возможно, таким образом посетителей подталкивают к их приобретению, тем самым выравнивая поток на типовых заказах. А вот остальная продукция просто перечислена классифицированным списком. По картинкам я быстро выбрал Роял-чизбургеры, но это показалось слишком традиционным. Хотелось попробовать еще что-то уникального, макдональдсовкого и вкусного. Мороженное - слишком традиционно, сок и так взяли. Взгляд остановился на группе «Десерты». Изображений тут не было, а расспрашивать не хотелось, чтобы не задерживать. Выбрал что подороже, с названием, если не ошибаюсь, «Макфлури». Меня спросили: «Вам с карамелью и шоколадом?». Я не знал, и поэтому замешкался. «Или с клубникой и шоколадом?» - добавил молодой человек. Я выбрал клубнику. Десерт был приготовлен на моих глазах. Точнее, тот же молодой человек смешал что-то из разных аппаратов и воткнул в середину ложечку. Позднее, подойдя к столику и начав разбираться в заказанном, я понял, что как ни хотел, но все же ухитрился заказать мороженное, только дорогое ,- с клубничным сиропом и шоколадной крошкой! А соку налили от всей души - аж 400 грамм! Признаться, я не ожидал почти пол-литровой упаковки. Мне потом жена сказала, что можно было попросить поменьше. Я не попросил, а меня не спросили.

Роял-чизбургеры оказались не такими красивыми как на картинке. Про вкус говорить ничего не буду. О вкусах не спорят! Добавлю только, что посидев минут десять и съев чизбургеры, мы решили допить сок и доесть мороженное в машине. Там хоть потише!

Вот таковы мои впечатления от McDonald's. В целом - мне не понравилось. Не хочу обвинять в этом само заведение. Видимо такие там порядки. Большинству посетителей нравится! Ну а я, как и говорил раньше, видимо не вписываюсь в формат самой глобальной сети быстрой еды. Мне милее тихие, уютные кафешки с романтичной обстановкой и негромкой музыкой, с милыми официантками, с которыми можно обсудить меню и чьи трудовые будни остаются за кадром, с укромными закуточками, где никто не помешает тебе слышать собеседника, говорящего шепотом и, наконец, с атмосферой, полной спокойствия, которого так не хватает в нашем безумном, безумном, безумном мире.

Комментарии   

+3 #1 Игорь Рыжкин 16.04.2010 08:02
Дим, я думал, что это только у меня такие ощущения. ;-)
В МакДональдс хожу только, чтобы быстро перекусить. Но откровенно напрягает суета персонала и крики "Свободна-а-я-а -а касса-а-а!" Что кроется под хитроумными названиями поймешь, только, когда попробуешь. Наверное, на это и расчитано. Чтобы понять, что тебе нравится, надо перепробовать всё. А про стаканчики в 400 грамм - это в точку. Если не скажешь сколько, отвесят по полной. :-)