Предприятие «Инструм-Рэнд» находится в городке Павлово, Нижегородской области (70 тысяч человек). Мы, в составе группы из 20 человек, приехали туда где-то в 11 утра, 7 декабря 2007 года. На проходной всю группу пропустили на предприятие не спросив паспортов и фамилий. Мы поднялись где-то на 5 этаж в конференц-зал. Зал был занят, там что-то обсуждали. Нас встретил добродушный пожилой человек, улыбнувшись, попросил подождать. Народ наш пошел по коридору. Двери и отчасти стены были прозрачными, видно было, что происходит в рабочих помещениях офиса. Всё чистенько, народу немного. На стенах в коридоре висит большой стенд с информацией о предприятии: диаграммы Парето с анализом причин дефектов, цели на месяц, положения и т.д.

Зал освободился, мы разделись и сели вокруг большого в периметре стола. Сам же зал был меньше нашего конференц-зала. На одной стене висела большая карта потока создания ценности, нарисованная от руки, с наклейками. Началась презентация. Нам рассказали историю создания предприятия. Что бросилось в глаза. Инструм-Рэнд никогда не жил легко, не расслаблялся. В начале 90-х положение было критическим. Внутренний рынок просто закрылся. Было два варианта: либо развивать экспорт, либо закрываться. Выбрали первое. Начали искать партнеров на Западе. Ингерсол-Рэнд (американская компания) был не единственным партнером, да и не лучшим, с их точки зрения. Но выбора тогда не было. Началась совместная история.

Американцы многому научили работников Инструм-Рэнда. Большую роль сыграли отдельные личности. И учеба эта была в стиле экстрим. Американцы попросили павловчан сделать партию деталей по определенным чертежам. Работники Инструм-Рэнда постарались, сделали всё, что могли. В результате контроля всей партии было обнаружено 65,9% дефектных деталей. Это был шок. С точки же зрения инструм-рэндовцев все детали были годными, «качественными». Началась непростая Учеба.

Первое, что освоили заводчане: «Анализ Парето 80/20» и «Пять простых шагов в решении проблем» (Описать процесс, Временное решение, Поиск корня проблемы, План действий и его реализация, Контроль результата). Диаграммы Парето на Инструм-Рэнде сейчас развешаны везде, это стало привычкой. Но поначалу всё было непросто. Самое сложное было - добыть достоверную информацию.

Американцы учили, что информация находится у рабочих и чтобы её получить, нужно устранить Страх наказания. Привычка искать виновного была на генетическом уровне. Рабочие долго не верили в эту систему. Эксперт-статистик рассказал, что рабочие долго противились заполнению контрольных карт, считая, что это нужно лично статистику (тому кто занимается статистиков), пусть сам мол и заполняет. Тогда в 1997 году провели обучение всего персонала. Для обучения пригласили самого Кросби. Он обучил 9 человек, остальных обучали эти девять (каждый работник обучался в течение 2-х месяцев, по 2 часа, два раза в неделю). И это было только началом. Далее обучались у «Приоритета» и не только.

Не менее важный момент - полный отказ от сдельно-премиальной оплаты труда. Американцы им с самого начала твердо сказали: «Сдельная оплата и качество несовместимы». Заводчане пыталась убедить в обратном. Но американцы настояли на своем, сказав, что это проверено десятилетиями практики во всем мире.

На «Инструм-Рэнд» говорят, что главное не методы и инструменты, а Философия. Своей философии они присвоили имя «Бриллиант». Слово «брак» начали искоренять из лексикона. Любой дефект или ошибку начали называть «бриллиантом». Почему? Потому что это ценные улики, которые могут раскрыть дефекты в процессах и мышлении. Собирая и тщательно исследуя следы сделанной ошибки, можно добраться до корня проблемы, до первопричины. Устранив страх наказания за ошибку, они вовлекли в этот процесс рабочих, весь персонал. Сейчас система «Бриллиант» применяется не только в производстве, но и в закупках, в бухгалтерии, в работе технологов и конструкторов.

С виду на «Инструм-Рэнде» ничего особенного не происходит. Люди спокойно работают, станки крутятся, чистенько, нет избыточных запасов, никто не бегает, нет суеты. Как бы нечему и удивляться. И за час пребывания в цеху мы конечно не сможем увидеть и почувствовать философию «Бриллиант».

Еще хочется отметить вот что. Показалось, что «Инструм-Рэнд» живет не сладко. Они постоянно находятся в конкурентной среде. Неизвестно, будут ли заказы в следующем месяце, квартале. Они работают на старом (в основном) оборудовании и зарплаты у них невысокие. Но этим они не гордятся. Они говорят, что давно просят американцев дать разрешение на покупку (за заработанные заводом деньги) нового оборудования. Но американцы говорят: «не надо, у вас и так всё хорошо». Они хотя увеличить зарплату сотрудникам, но официальная статистика дает неправдоподобно низкие значения средней зарплаты по данному региону. И опять же американцы считают, что и с зарплатами всё хорошо.

Старые станки работают, потому что их хорошо отремонтировали и хорошо за ними ухаживают. Но у них есть предел точности и этим ограничен рост. Почему рабочие держатся? Видимо потому что на других предприятиях еще меньше платят и работа намного менее интересная. Нам сказали, что за одну неделю это уже восьмая делегация. Когда мы выходили в цех, нас не ограничивали: мы разбрелись, начали щелкать фотоаппаратами со вспышками, спрашивать людей. Представляете, если бы так на нашем предприятии и каждый день.

Чему же можно поучиться у «Инструм-Рэнд»?

Они реально внедрили методы статистического управления процессами и существенно повысили и повышают за счет этого качество продукции и процессов. Они вовлекли рабочих в сбор достоверной информации о дефектах, благодаря искоренению привычки искать виноватого, чтобы наказать. Это пожалуй самое главное. У них доброжелательная атмосфера, несмотря на все трудности. Руководство уверенно смотрит вперед.

Чтобы получить более подробную информацию об «Инструм-Рэнде», предлагаю просмотреть фотографии, прослушать 2 аудиозаписи (заслуживает внимания) и 1 презентацию (к первой аудиозаписи).

Вы можете прослушать выступления двух представителей Инструм-Рэнд, откровенно рассказывающих как об истории, так и о текущих проблемах. Записи заслуживают того, чтобы найти время и внимательно (вдумчиво) прослушать их. Первая запись - выступление заместителя директора, активного участника всей истории Инструм-Рэнд. Вторая запись - выступление главного специалиста по статистическим методам управления процессами.

Небольшая подборка фотографий.

карта потока создания ценности

 

пояса шесть сигм

 

цех Инструм-ренд

 

оборудование Инструм-ренд

 

диаграмма разброса параметров

 

результаты аудита процесса

 

причины потерь рабочего времени

 

карта текущего состояния

 

5S - результат работы

 

стеллажи для 5S

 

мониторинг выполнения плана

 

структура дефектов

 

бриллианты - бракованные изделия

Комментарии   

#1 Дмитрий Стукалов 27.08.2009 17:46
Александр, спасибо за полноценную экскурсию (именно так можно охарактеризоват ь эту заметку, сопровождающуюс я и видео- и аудио-материало м). От заметки просто веет эдаким спокойствием, которого иногда так не хватает в повседневной рабочей деятельности. Более того, возникает понимание, что именно спокойствие, основательность и планомерность - основа успешных изменений облика предприятия и, становления бережливого производства.
#2 Царяпкин Сергей 28.08.2009 17:11
Очень информативно, Александр. Спасибо. А есть более подробная информация о том, чем отличается специалист уровня "Спонсор" от скажем уровней "Чемпион", "Черного", "Зеленого" поясов? Что входит в критерии оценки? уровень постижения философии "Бриллиант", участие в проектах, достижение определенных уровней сотрудников, для которых ты являешься наставником?
Есть ли у кого из коллег подобная информация?
#3 Александр Пятков 28.08.2009 17:36
Сергей, у меня нет такой информации по Инструм-Рэнд. Но я думаю можно об этом почитать в литературе по 6 сигмам.
#4 Игорь Рыжкин 14.01.2011 16:52
Александр, на фотографии "5С - результат работы 2007" как начислялись баллы и как расчитывался средний балл?