Наконец то, я добрался до того места, где автор рассказывает о своем опыте преподавания риторики. Эта тема меня очень интересует, так как я постоянно сталкиваюсь с тем, что студент хочет выполнить работу, а у него ничего не получается. Я специально начал перечитывать книгу, чтобы вспомнить, что там рассказывается по этому поводу.

Интересное дело, читая книгу, я открываю для себя совершенно новое понимание - ход повествования я помню, но, даже в тех местах, которые останавливали мое внимание, все написано не так как я запомнил.

Меня интересовал следующий эпизод "У него возникали трудности со студентами, которым нечего было сказать. Вначале он полагал, что это лень, но позднее стало очевидно, что это не так. Они просто не могли придумать, что говорить." Далее автор рассказывает о студентке, которая хотела написать эссе о Соединных Штатах. Все ее попытки не увенчались успехом - она ничего не могла написать. Совет описать город не помог, и только когда она стала описывать конкретное задание, начиная с верхнего левого кирпича - препятствие было преодолено. 

"Она зациклилась, потому что пыталась повторить на письме то, что уже когда-то слышала, так же как и он сам в тот первый день пытался повторить то, что уже решил рассказать. Она не могла придумать, что бы ей написать о Бозмене, потому что не могла вспомнить ничего стоящего, что можно было бы повторить. Ей как-то не приходило в голову, что можно смотреть своим собственным свежим взглядом, и писать, не обращая внимания на то, что уже было сказано раньше. Ограничение темы одним кирпичом разрушило эту преграду, ибо стало очевидно, что ей нужно непосредственно увидеть нечто самой."

Даже если студенты, что-то могут написать, то это только то, что они могут вспомнить из того, чему их учили или они где то и от кого то слышали. У них нет ни одной самостоятельной мысли. Сейчас они готовят отчет, в котором нужно построить дерево текущей реальности. С трудоом они могу сформулировать нежелательное явление но назвать непосредственную причину не может никто. Все называют обобщенные причины - Низкая эффективность и т.д. пытаюсь учить их на следующем примере: следствие "Человек попал в тюрьму" - в чем причина. Студенты называют причину "Нарушение закона" - задаю вопрос, - а за какое конкретное действие человека посадили в тюрьму? - убийство, воровство, дача взятки или что еще? Вот на этом примере они начинают понимать.

Возвращаясь к препятствию, которое мешают людям свободно излагать свои мысли. Такое препятствие - это особенность мышления - человек не доверяет себе и постооянно вспоминает то, что он об этом слышал. Умение "видеть" реальность, пусть даже вымышленную - это особый навык свободно и независимого взгляда на вещи. 

Комментарии   

#1 Георгий Лейбович 23.12.2019 02:38
Александр, а Вы не могли бы привести пример того, как Вы формулируете задачу студентам? И какую методику построения Вы от них ждёте?
#2 Александр Запорожцев 23.12.2019 19:32
В качестве примера можно взять задание на самостоятельную работу "Проблемная ситуация". Студент должен самостоятельно выбрать знакомую ему сферу деятельности, сделать описание проблемной ситуации:
1. Описание системы
2. Формулировку проблемы
3. Формальное описание системы
4. Вопросы относительно системы
5. Модель основного процесса в IDEF0
После этого студент должен построить карту промежуточных целей и ДТР. В заключительной части работы он должен разработать разработать модель поведения системы средствами системной динамики. По результатам работы нужно сделать выводы о причинах проблем организации. Для студентов и для меня это очень сложная работа.