Наглядная агитация. Кажется, что эти слова пропитаны духом еще не забытого прошлого, когда общая идеология кричала на нас лихими лозунгами с растяжек, плакатов и транспарантов. А между тем, наглядная агитация - это не только способ формирования идеологической основы социального строя, но и простой способ доходчиво донести важную информацию. Вспомним: «Разводить костер в лесу опасно!», «При пожаре звонить 01!», «Надевай каску в рабочей зоне!», «Мойте руки перед едой!», и т.п. Возможно, что подобные материалы более точно характеризуются термином «наглядная информация», однако подобное словосочетание как-то не прижилось, хотя жанр краткого и образного представления информации пользуется популярностью повсеместно. А какова роль наглядной агитации при внедрении бережливого производства? Можно ли ее использовать с пользой для дела или это способ оттолкнуть работников от понимания необходимости перемен?

Поставим себя на место рабочего, который однажды придя на работу, обнаруживает, что кругом (в раздевалке, мастерских и даже на рабочих местах) прописались плакаты, призывающие соблюдать чистоту, ухаживать за оборудованием, не допускать брак, и т.д. Тебе как будто намекают - ты глупый, ну посмотри сюда, разве не понятно как надо? Начальник смены (мастер, бригадир) толкует что-то о необходимости работать по-другому, но не может ответить на твои элементарные вопросы: «А как же план?», «А за уборку будут платить?», «А кто будет отвечать за брак, который я обнаружу?». И его тоже можно понять, поскольку его тоже весьма кратко проинформировали, что предприятие будет внедрять бережливое производство, что надо устранить все потери, а для того, чтобы донести до работников масштабы перемен везде будет развешены плакаты...

Конечно ситуация преувеличена, хотя и не так сильно как кажется на первый взгляд, однако вернемся к сути - насколько необходима наглядная агитация как средство поддержки перемен в компании? Для того чтобы ответить на этот вопрос, попробуем определить какие сильные стороны имеет наглядная агитация, а точнее - какие функции она может с успехом выполнять.

- Привлечение внимания. Материалы наглядной агитации по определению должны размещаться на видных местах, иметь соответствующие размеры и цвета, которые позволят им выделиться на фоне окружающей обстановки, придавая особую значимость содержимому.

- Визуализация. Способность донести что-либо до сознания работников, что называется «на пальцах». Например, одно дело надпись рядом с огнетушителем: «Используй при пожаре!», которая совершенно не гарантирует того, что все смогут им воспользоваться правильно. И другое дело, когда надпись сопровождает рисунок с иллюстрацией последовательности действий по активации огнетушителя.

- Ассоциативное представление материала. Использование ярких, запоминающихся образов для представления информации. В то время как текстовая форма требует определенных усилий для восприятия и запоминания, художественный образ может отложиться в памяти автоматически, без особого труда.

Как видно, несомненные преимущества наглядной агитации налицо! Хотелось бы добавить к этому списку нечто вроде «создания атмосферы» но, увы... Было бы очень просто взять, развесить плакаты и наблюдать сказочное перевоплощение предприятия! Однако интуитивно чувствуется, что есть еще что-то необходимое для успешной реализации проекта «Бережливое производство». И это что-то гораздо важнее развешанных в большом количестве красочных материалов.

Так что же, реализовать преимущества средств наглядной агитации невозможно? Очевидно, в конечном итоге, многое решают условия их применимости. Безусловно, будет мало толку, если работнику повесить под нос плакат, на котором мускулистый рабочий размахивает метелкой. Вряд ли такой плакат что-то изменит в его сознании. Другое дело, если работник будет ощущать потребность в восприятии той информации, которая отражена на плакате. Когда такая потребность может возникнуть? Можно выделить несколько ситуаций, которые могут возникнуть при внедрении бережливого производства.

- Если необходимо подержать настрой на перемены в трудовом коллективе. Хотелось бы обратить внимание на слово поддержать. Сама по себе наглядная агитация настроя не создаст, для этого необходимо изменение отношений внутри трудового коллектива. А вот когда перемены на лицо и большинство почувствовало их позитивность, тогда значимость новых веяний может быть подчеркнута наглядными средствами.

- Если необходимо донести важную информацию в наглядной форме. Например, порядок подачи заявок на улучшение (рацпредложение), порядок информирования о проблемах в производстве, и т.п. Сама информация может быть размещена в текстовой форме, а вот для привлечения к ней внимания можно использовать плакат (например как в листовке "Внимание Кайзен!").

- Если необходимо обратить внимание на важность соблюдения тех или иных правил работы. Например, «Увидел брак - останови конвейер!» или «Не приступай к работе, не устранив проблему!».

Таким образом, наглядная агитация может быть использована лишь как средство визуального выражения изменений, сопутствующих внедрению бережливого производства. Только при этом условии она сможет сыграть роль инструмента вовлечения персонала в процесс улучшения производственных отношений.

В заключение, хочу отметить, что некоторые материалы, которые могут быть использованы для описанных целей, доступны для скачивания из раздела "Наглядная агитация" файлового архива портала.

Комментарии   

-1 #1 Александр Пятков 23.04.2009 12:45
Хорошая заметка. Действительно, «наглядная агитация может быть использована лишь как средство визуального выражения изменений». Если, например, в цехе запланировано реализовать три первых этапа 5S, то разумно повесить плакаты как делать 1 этап (убрать лишнее), 2-й и 3-й. Неуместная агитация будет только раздражать. Если повесить плакат «Увидел брак - останови конвейер!», а решения такого не было принято руководством, то подобная самодеятельност ь может привести к конфликту и торможению процесса перемен. Кроме наглядной агитации нужна визуализация. Например, дорожная разметка и знаки-указатели на подъездах к складам и выездах, краткие инструкции ( на щитах вдоль дороги ) по оформлению грузов. Другими словами, любая наглядная информация должна быть уместной.
#2 Алексей Васильев 23.04.2009 20:20
Хотел бы продолжить Сашину тему "...если повесить плакат «Увидел брак - останови конвейер!», а решения такого не было принято руководством, то...". На производстве это исключительно важный вопрос! Бывает, на словах всем внушают: услышал крик "Вырубай!" - не думай, жми на красный грибок: возможно, жизнь человека в опасности, а скорость твоих действий поможет ее спасти! А по факту, когда такой случай происходит, начинают тыкать в глаза материальным ущербом от остановки линии!
Так вот, крайне важно, чтобы изречения и призывы на красочных плакатах не были анонимными, а имели бы автора. Желательно, высокопоставлен ного и авторитетного. Кто мешает сделать персонажем плакатов генерального директора? Честно, ответственно, без двойных стандартов - и от этого эффективно.