Всеобщее обучение работников основам бережливого подхода к организации своей трудовой деятельности является одним из непременных условий успешного внедрения бережливого производства. Непосредственное обучение всех работников на курсах, проводимых консалтинговыми компаниями, может оказаться накладным, поэтому представляется целесообразным обучить хотя бы несколько человек и использовать их для дальнейшей передачи полученных знаний. Одной из наиболее эффективных форм обучения считается семинар-тренинг, совмещающий изложение теоретического материала с его последующим закреплением в игровой форме. В статье рассматривается один из возможных вариантов проведения подобного мероприятия.

 

Подготовка к семинару по бережливому производству

 

Результативность семинара определяется, прежде всего, тем, насколько качественно он был подготовлен. Специализирующиеся на проведении обучающих курсов консалтинговые компании, имеют в своем арсенале опытных лекторов, необходимые технические средства и большую практику обучения. Однако качество внутреннего семинара, при соответствующей подготовке, может оказаться не хуже. Основное внимание следует уделить следующим направлениям подготовки:

- определение цели семинара;

- выбор и подготовка лекторов;

- подбор теоретического материала;

- разработка практических занятий;

- подготовка необходимых технических средств;

- создание неформальной атмосферы мероприятия.

Определение цели семинара. Наиболее важный этап подготовки. Следует отдавать себе отчет в том, что за 3-4 часа, отведенные на мероприятие, нельзя донести до слушателей все особенности философии бережливого производства, и уж тем более опробовать весь прикладной инструментарий. Необходимо остановится на нескольких базовых принципах, которые слушатели смогут использовать в своей деятельности сразу по окончании семинара. Поскольку речь идет о бережливом производстве, можно рекомендовать в качестве основной цели семинара - ознакомление с подходом по описанию производственных процессов и выявлению видов деятельности, не создающих ценности.

Выбор и подготовка лекторов. Конечно, если в вашей команде есть работники, профессионально преподававшие какие либо дисциплины в техникумах или ВУЗах, то задача подготовки лекторов существенно облегчается. В противном случае необходимо серьезно проанализировать возможности руководящего состава предприятия и выделить тех руководителей или специалистов, которые пользуются авторитетом у коллег, не стесняются выступать на собраниях и обладают достаточной восприимчивостью к новым знаниям. Таких руководителей (минимум 2-4 человека) необходимо обязательно обучить на внешних курсах. Впредь, этим людям необходимо будет выделять время для самостоятельной подготовки и работы с персоналом. Обученные руководители будут своего рода носителями новых идей и средством их распространения среди своих коллег.

Подбор теоретического материала. Во время проведения семинара следует воздерживаться от попытки изложить как можно больше теоретических сведений. Хотя лекторам может быть трудно удержаться от соблазна и не скопировать многодневный семинар обучавшей их консалтинговой компании, изложив его за несколько часов. Во-первых, длинная теоретическая часть утомляет, а материал не откладывается в голове слушателей. Во-вторых, не следует давать материал излишне подробно если того не требует установленная цель семинара. И, в-третьих, надо быть очень талантливым лектором, чтобы удерживать внимание аудитории достаточно продолжительное время. Исходя из этого, следует определить действительно необходимые теоретические сведения и сделать их изложение максимально доступным и ярким. Безусловно, одной из наилучших форм донесения теории до слушателей является форма презентации. Для целей семинара, которые были определены выше, можно использовать «Презентацию по бережливому производству» из файлового архива портала и статью «Бережливое производство. Вводный курс». Время на презентацию не должно превышать 30-35 минут. При этом большее внимание следует уделить рассмотрению видов потерь и в меньшей степени остановиться на конкретных инструментах их устранения. Подробнее данный вопрос будет рассмотрен в следующей главе.

Разработка практических занятий. Практическая часть семинара наиболее продолжительна, поэтому очень важно построить ее так, чтобы она была интересной всем участникам семинара и ни один из них не чувствовал себя «выпавшим» (не вовлеченным в работу). Практические задания должны быть понятны всем, поэтому следует избегать тем, требующих специфических знаний из той или иной области. Например, не стоит давать задания, требующие от участников знания технологии производства или методов ремонта оборудования. Наиболее приемлемыми являются темы бытового характера, особенно такие, которые иллюстрируют нерациональное поведение человека в повседневной жизни, которое интуитивно переносится и в производственную сферу.

Подготовка необходимых технических средств. Большая часть семинара проводится в виде практических занятий рабочих групп. Количество участников группы может быть различным (обычно 4...6 человек). Для каждой группы необходимо подготовить отдельное рабочее место, включающее: стол, стулья для участников группы, несколько листов ватмана (или другой бумаги подходящего формата), набор фломастеров, бумагу формата А4 (20...30 листов). Реквизиты для проведения практических занятий будут подробнее рассмотрены дальше. Столы необходимо расставить отдельно друг от друга, а стулья расположить вокруг столов и обеспечить возможность их перемещения для удобства восприятия теоретического материала и совместной работы в группе. Для проведения презентации потребуется проектор с экраном или им подобные устройства отображения (презентацию можно подготовить и на больших листах бумаги). Для закрепления листов ватмана, на которых группы будут представлять результаты своей деятельности, необходимо предусмотреть доску с зажимами или магнитами (подойдет и перекидной клипборд с отрывными листами, листы которого можно использовать взамен ватмана).

Создание неформальной атмосферы мероприятия. Особо следует отметить тот факт, что семинар должен проводиться по принципу «без галстуков».  Отношения начальник-подчиненный не допустимы. В рабочих группах должно соблюдаться полное равноправие. Об этом заранее следует предупредить участников и особо указать на необходимость этичного поведения представителям высшего руководства. Длительность семинара может составлять от 3-х до 4-х часов. Представляется проблематичным оторвать работников от выполнения своих обязанностей на такое длительное время в будний день.  Поэтому, наилучшим днем проведения семинара можно считать выходной. Для того чтобы априори уменьшить негативное впечатление от необходимости прервать отдых, можно использовать два приема. Во-первых, следует всячески подчеркивать образовательный характер мероприятия, в результате которого участники получат новые знания, а, следовательно, возможность повысить квалификацию и эффективность своей работы. Во-вторых, необходимо придать мероприятию общекорпоративный формат, эквивалентный совместному выезду на природу или празднованию какого либо события. Это лишь подчеркнет необходимость объединения усилий для достижения общих целей.

Достаточно большая продолжительность семинара делает невозможным его проведение без перерывов. Следует обязательно запланировать 2 или 3 перерыва, во время которых участники смогут отдохнуть, обменяться впечатлениями, выпить кофе и слегка перекусить.

Заранее приготовьте приглашение для участников семинара, в котором укажите цели семинара, место и время проведения, а также программу семинара. Программа может, например, состоять из следующих пунктов (продолжительность указана приблизительно).

- Введение. Теоретическая часть - 40 минут.

- Практическая часть №1 (начало) - 40 минут.

- Кофе-брейк - 20 минут.

- Практическая часть №1 (окончание) - 30 минут.

- Практическая часть №2 (начало) - 40 минут.

- Обед (Кофе-брейк) - 30 минут.

- Практическая часть №2 (окончание) - 40 минут.

- Подведение итогов - 10 минут.

 

Теоретические основы бережливого производства

 

Теоретическая часть семинара предназначена для формирования у участников общих представлений о методологических основах бережливого производства. При ее изложении очень важно дать участникам семинара понять, что бережливое производство представляет собой не просто набор методик (инструментов), применяя которые можно снизить затраты и повысить рентабельность, а общий подход к организации деятельности всего предприятия, всех служб и всех работников.

Как было сказано выше, теоретическую часть лучше всего провести в форме презентации. Как показывает практика, презентация способствует лучшей концентрации слушателей и более полному усвоению материала, чем лекция. Для проведения презентации может быть рекомендована «Презентация по бережливому производству» из файлового хранилища портала и статья «Бережливое производство. Вводный курс». Следует отметить, что материал, приведенный в презентации и статье, достаточно обширен и необязательно должен быть изложен полностью в ходе проведения теоретической части. Как было сказано выше, длительность теоретической части не должна превышать 30...35 минут. Время можно распределить следующим образом.

- Слайды 1...3: введение, формула производства, способы влияния на прибыль предприятия, основные понятия (ценность, потери). Длительность - около 5 минут.

- Слайды 4...12: основные виды потерь, желательно с указанием заранее подготовленных фактов потерь из реальной жизни предприятия. Длительность - около 10 минут.

- Слайды 13...15: пути устранения потерь с акцентом на важность сбора первичной информации, стандартизацию деятельности и процессного подхода. Длительность - около 5 минут.

- Слайды 16...24: основные инструменты бережливого производства. Длительность - около 10 минут.

- Слайд 25: заключение (возможен возврат к слайдам 2...3 для закрепления предпосылок возникновения методологии бережливого производства). Длительность - около 5 минут.

В процессе презентации следует поощрять «обратную связь» в виде замечаний, реплик «по делу», комментариев. Более того, желателен вариант, когда в процессе проведения презентации лектор целенаправленно вызывает участников на диалог, акцентируя внимание на тех или иных эпизодах производственной жизни. В этом случае не следует давать обсуждениям уходить очень далеко от рассматриваемого вопроса или давать им перерастать в споры, тактично намекнув участникам, что у них будет возможность доказать состоятельность своих мыслей в практической части семинара. Подобные отклонения могут несколько увеличить продолжительность презентации. Это не страшно, тем более что приводит к заметному уменьшению усталости слушателей от непрерывного восприятия теории, не подкрепленной примерами из знакомой им рабочей среды.

Несколько рекомендаций, которые позволят удержать внимание слушателей в течение всей теоретической части.

1. В процессе проведения презентации не читайте текст презентации с экрана. Лучше всего, если вы заранее подготовите комментарии, в которые будут вплетены фразы со слайдов (не обязательно дословно).

2. Избегайте монотонных интонаций. Используйте эмоциональную окраску речи, сумейте вовремя пошутить или привести пример из жизни.

3. Избегайте менторского, поучающего тона лекции. Лучше всего подходит тон беседы об общих проблемах.

4. Вызывайте слушателей на диалог, подталкивайте их к самостоятельным выводам. Материалы презентации будут усвоены гораздо лучше, если найдут отклик в мыслях слушателей.

 

Практическая часть №1: систематизация, документирование, рабочие инструкции

 

Перед началом семинара следует разбить участников на рабочие группы. Чтобы облегчить этот процесс необходимо заранее подготовить соответствующим образом место проведения семинара. Следующий рисунок иллюстрирует пример организации рабочего пространства для 20-ти слушателей (4 рабочих группы по 5 человек).

workplace

Как видно, в процессе проведения теоретической части слушатели обращены лицом к демонстрационному экрану и лектору. В дальнейшем, они могут расположиться вокруг своих столов (рабочих мест) любым, удобным для них образом.

Основная задача практической части №1 заключается в получении участниками семинара навыков анализа производственных операций и разработки операционных процедур.

 

Задание №1. Разработка сборочной инструкции. Перед участниками семинара ставится задача разработать инструкцию по сборке какого либо устройства. Собираемое устройство должно быть выдано каждой рабочей группе (одинаковое для всех групп). Это может быть, например,  электрический фонарик, автоматическая шариковая ручка, несложный бытовой прибор. Важно, чтобы устройство легко собиралось и разбиралось, состояло из нескольких частей (не менее чем из 5-ти) и было знакомым всем участникам семинара. Далее будем предполагать, что речь идет об электрическом фонарике.

Участникам дается около 10 минут для выполнения задания. Это не строгое время и приводится лишь для ориентира. Каждая рабочая группа должна написать свою инструкцию. Следует объяснить участникам, что инструкцией должен суметь воспользоваться любой человек, собирающий фонарик впервые. Естественно, в результате сборки должен получиться функционирующий фонарик. По окончании отведенного времени инструкции передаются лектору, задача которого - провести их анализ и указать на недостатки. Анализировать инструкции лучше всего с одновременным выполнением действий, описанных в них (т.е.  выявляя недостатки в процессе сборки фонарика в соответствии с инструкцией).

В процессе анализа следует обратить внимание на ряд важных моментов. Во-первых, инструкция не должна допускать неопределенности. Например, если в инструкции сказано: «установить батарейку в корпус фонарика», то можно умышленно попытаться установить ее в неправильной полярности. Во-вторых, инструкция должна быть достаточно ясной терминологически. Например, если в инструкции сказано: «ввернуть держатель стекла», то можно умышленно вместо этого попытаться ввернуть крышку батарейного отсека. Причем в процессе сборки можно утрировать и пытаться выполнять операции нетрадиционным способом. Например, вворачивать лампочку, вращая ее против часовой стрелки или запихивать батарейки снизу вверх, чтобы они немедленно вывалились. Все это должно подвести участников к важному выводу - жизнеспособные производственные документы не могут быть описаны на бытовом уровне восприятия действительности. В быту фраза: «возьми в шкафу отвертку», является вполне допустимой, в то время как на производстве требуется более точная формулировка, идентифицирующая как шкаф, так и отвертку.

По окончании анализа инструкций следует повторить задание, несколько расширив его. Участники должны составить инструкцию по разборке и последующей сборке фонарика. Соответственно, время выполнения задания так же увеличивается.

Как правило, повторно написанные инструкции отличаются большей пригодностью для практического использования, поэтому при их анализе следует сосредоточиться на положительных сторонах каждой инструкции. Особо следует акцентировать внимание слушателей на использование различных методов визуализации: рисунки, схемы, фотографии, которые позволяют наглядно представить процесс сборки и  существенно облегчить восприятие инструкции работником. Еще один важный момент, который следует подчеркнуть при разборе инструкций - правильная организация условий применения и рабочего места. Например, описание процедуры извлечения батареек должно содержать указания по их размещению на рабочем месте. В противном случае они могут просто упасть на пол.

По окончании выполнения задания №1 следует подвести итог, в котором указать на сложность и важность правильного документирования производственных операций. Корректные документированные процедуры являются основой четкой работы производства и гарантией того, что операция будет выполнена именно так, как было задумано, вне зависимости от ее конкретного исполнителя. Кроме того, правильное оформление инструкций способствует устранению потерь, связанных с лишними движениями.

После выполнения задания можно устроить 20-ти минутный перерыв, в процессе которого участники семинара смогут выпить кофе, перекусить и обменяться впечатлениями.

 

Задание №2. Кустарное производство. Необходимые реквизиты для каждой группы: листы бумаги формата А4, ножницы, канцелярский нож, карандаш, линейка, фломастер, степлер, запасные скобы для степлера, лист плотного картона или пластика, на котором можно резать бумагу канцелярским ножом. Участникам группы предлагается разработать технологию изготовления простейшего блокнота одним человеком - мастером-кустарем. Блокнот может быть изготовлен из листа бумаги формата А4 путем его разрезания на 8 частей с последующим скреплением листов двумя скобами. На обложку блокнота следует нанести фломастером надпись «Блокнот». Этим же фломастером следует пронумеровать страницы. Для удобства переворачивания страниц вдоль левой кромки выполняется сгиб. Примерный результат показан на следующем рисунке.

notebook

Группам следует указать на тот факт, что процедура изготовления должна выполняться как можно быстрее, поскольку доход мастера зависит от количества выпущенных им изделий. Кроме того следует обратить внимание на как можно более качественное исполнение конечного продукта. При написании инструкции можно не концентрироваться на мелочах подобных тому, в какую руку брать нож или степлер. Важно отразить организацию рабочего места и особенности выполнения каждой операции. На задание отводится около 15 минут.

По окончании выполнения задания следует провести соревнование между группами. Из каждой группы выбирается один участник, который в соответствии с написанной инструкцией изготавливает блокнот. Изготовление должно начаться одновременно во всех трех группах, чтобы участники групп не смогли подсмотреть друг у друга более рациональные способы выполнения задачи. Лектор должен хронометрировать процесс изготовления блокнота. Время изготовления проставляется на соответствующей инструкции. После этого начинается анализ результатов выполнения задания.

В процессе анализа следует определить причины самого быстрого изготовления блокнота одной группой и самого медленного - другой. Обязательно необходимо проанализировать качество конечного продукта и удобство его использования. Далее, осуществляется контроль качества написанной инструкции. С этой целью участники обмениваются инструкциями и осуществляют их критический разбор с последующим оглашением результатов. Затем, участникам необходимо задать вопрос - можно ли использовать эту инструкцию для изготовления 10 блокнотов? Тем самым следует подтолкнуть их к рассуждениям о массовом производстве, которое требует принципиально иной организации. В заключение можно совместно записать на листе ватмана последовательность действий для производства партии блокнотов.

 

Практическая часть №2: описание процессов, поиск возможностей улучшения

 

Основная задача второй части практического занятия - получение навыков описания производственных процессов, адаптация процессов к изменяющимся условиям, идентификация потерь различного рода, поиск возможностей устранения потерь.

 

Задание №3. Массовое производство. В процессе выполнения задания участникам предстоит разработать технологию массового изготовления блокнотов, подобных тому, который был описан в предыдущем задании, а также изобразить карту процесса производства продукции. Для усложнения моделируемой производственной ситуации блокноту добавляется твердая обложка, которая может быть изготовлена из пластиковой папки-уголка, а края блокнота делаются закругленными. Приспособления, используемые для выполнения задания, остаются теми же. Желательно, однако, предусмотреть для каждой группы дополнительные ножницы и канцелярский нож. Образец блокнота может выглядеть следующим образом.

notebook_1

Участникам следует объяснить, что необходимо разбить процесс функционирования предприятия по выпуску блокнотов на операции, закрепить каждую операцию за каким либо участником группы и соответствующим участком стола (стол - это предприятие), таким образом, имитируя деятельность производственных участков. Когда разбиение проведено, нужно «запустить» производство, выпустив партию из 5 блокнотов. После этого необходимо описать деятельность в виде карты процесса производства. Для удобства обсуждения, карты процессов следует рисовать на ватманских листах фломастерами.

Анализ выполненной работы производится по картам процессов, которые, для наглядности, можно вывесить на доску рядом друг с другом. Прежде всего, следует обратить внимание на полноту карт. Как правило, участники сосредотачиваются лишь на описании самого процесса изготовления блокнота и забывают о хранении сырья и готовой продукции, транспортировке, утилизации отходов и т.п. В процессе анализа допустимо на отдельном листе нарисовать единую карту процесса, используя наилучшие решения из карт, представленных рабочими группами и устраняя замеченные недостатки.   Это можно сделать, если представленные карты процесса не отличаются между собой принципиально.

По окончании выполнения 3-го задания можно устроить перерыв на обед.

 

Задание №4. Поиск возможностей улучшения. Последнее задание семинара посвящено выявлению потерь в процессе производства и поиску возможностей по их устранению. В начале задания следует напомнить участникам семинара основные виды потерь. Для этого можно вывести на экран соответствующий слайд презентации или выписать потери на листе ватмана. Пусть они будут перед глазами участников на протяжении всего времени выполнения задания. Можно порекомендовать следующий порядок действий.

1. Анализ карты процесса, поиск мест в которых потенциально возможно появление потерь (скопление незавершенной продукции, ожидание, лишняя транспортировка и т.п.).

2. Хронометрирование этапов производства и определение времени, которое не используется для создания ценности. Поиск возможности уменьшения непроизводительного времени за счет рациональной организации рабочих мест или изменения их взаимного расположения.

3. Определение мест скопления незавершенной продукции, выравнивание потока создания ценности за счет перераспределения нагрузки на персонал, рационального использования его квалификации, использование одного работника на нескольких операциях.

4. Выявление потерь на вспомогательные операции (уборка мусора, транспортировка, подготовка к выполнению операций и т.п.). Например, следует производить обрезку уголков над листком бумаги, после чего обрезки могут быть легко транспортированы в место их утилизации без потерь времени на сбор.

5. Определение возможности использования более совершенных средств производства или оснастки (использование вместо ножниц - ножа или наоборот, применение лекал, шаблонов и т.п.).

В завершение задания каждая группа должна нарисовать новую карту процесса, на которой необходимо отразить сделанные изменения. От каждой группы выбирается один участник, который делает краткий доклад, освещающий произведенные преобразования (своего рода защита проекта изменений). После этого, совместными усилиями изображается новая карта процесса.

 

Подведение итогов: бережливое производство как инструмент преобразований

 

В завершении семинара следует напомнить участникам основные этапы пройденного пути.

1. Формула бережливого производства, основные виды потерь и способы их устранения.

2. Создание адекватных документированных процедур - первый шаг к стандартизации и стабилизации процессов.

3. Массовое производство изделий, в отличие от кустарного требует принципиально иного подхода к организации работ, причем работники часто становятся заложниками этих принципов, которые, в свою очередь, приводят к появлению существенных потерь.

4. Потери можно и нужно искать везде, даже там где их наличие кажется невероятным. Потери очень легко скрываются за, так называемой, производственной необходимостью. Для их выявления существует большое количество инструментов, из которых многие требуют лишь наблюдения и сопоставления фактов.

После этого следует по очереди предоставить слово всем участникам семинара. Каждый должен рассказать о своих ожиданиях и полезности полученной информации, отметить положительные и отрицательные стороны (эта информация обязательно должна быть использована при подготовке последующих мероприятий).

По окончании обучения можно раздать твердые копии презентации участникам  семинара или выслать версию по электронной почте, отметив, что материал может быть использован для получения справочной информации. Так же полезно развесить отдельные листы презентации на информационных стендах в качестве напоминания о необходимости деятельности по изменению лица производства.

 

Заключение

 

Безусловно, в рамках одной статьи, невозможно передать все особенности проведения семинара. Очень многое зависит от его хорошей подготовки. Крайне желательно отрепетировать семинар со своими коллегами по внедрению бережливого производства, прежде чем проводить обучение руководителей и специалистов производственной сферы. Большое значение имеет талант лектора и его умение вовремя почувствовать настрой аудитории: нуждаются ли участники семинара в помощи или необходимо, чтобы они решали проблему самостоятельно. Хорошую атмосферу семинару придают удачные импровизации, например, проведение аналогий с реальным производством.

Автор статьи будет рад ответить на любые вопросы относительно изложенного материала и дать развернутые пояснения по конкретным вопросам. Хотелось бы также услышать мнение по поводу необходимости продолжения цикла статей по семинарам-тренингам, которые осветили бы конкретные инструменты бережливого производства (5S, TPM, быстрые переналадки и т.п.).

 

Другие статьи по тематике "Бережливое производство"...

 


Cтатья или другие материалы сайта оказались для Вас полезными? Авторы сайта и все члены сообщества будут Вам очень признательны, если Вы поддержите проект в любой, доступной и удобной для Вас форме. О различных способах поддержки портала LeanZone.ru подробно рассказано в статье "Поддержать LeanZone.ru". Поддержав портал Вы будете способствовать повышению популярности ресурса и привлечению более широкого круга посетителей к решению рассматриваемых на сайте проблем.

При цитировании материалов статьи обязательно указывать ссылку на источник. Полная перепечатка текста статьи возможна лишь с разрешения автора. (c)Copyright 2009, LeanZone.ru

Комментарии   

+2 #1 Алексей Васильев 13.04.2009 19:02
Уважаемый Дмитрий Николаевич!
От лица всех начальников цехов, положивших немало сил и здоровья на создание в своих подразделениях мало-мальски приличной документальной базы, прими сердечную благодарность и низкий поклон за следующее(цитирую):
1. Напоминание всем истины о том, что "жизнеспособные производственны е документы не могут быть описаны на бытовом уровне восприятия действительност и".
2. Понимание и подчеркивание "сложности и важности правильного документировани я производственны х операций".
3. Вывод о том, что "корректные документированн ые процедуры являются основой четкой работы производства и гарантией того, что операция будет выполнена именно так, как было задумано, вне зависимости от ее конкретного исполнителя".
Отсутствие уважения к документам - еще одна всеобщая тяжкая болезнь.
Может быть, кому-то трудно в это поверить, но нам с LeanAdmin'ом доводилось работать на предприятиях, где важность грамотного документировани я процессов не хотели понимать даже технологи - а ведь они являются "законодательно й властью" в производстве! Господи, сколько крови пролито (вариант: выпито)! Помирать буду - не соглашусь, что человек, не могущий связать на бумаге два слова, и так и не удосужившийся грамотно изъясняться на родном языке, может быть хорошим специалистом!
А упражнение с блокнотиком, подозреваю, маненько собьет самоуверенность с некоторых производственны х деятелей, привыкших считать, что в производстве для них загадок не осталось.
+1 #2 Рустем Рассулов 29.05.2009 19:02
Статья интересная, видно труда вложено не мало, но к сожалению все это только оторвано от реальности.
Думаю все должно быть немного по другому 20-40 мин слайды, потом идем в производство только там технолог и мастер понимают что такое Бережливое производство, особенно когда приходишь в цеха которые они сопровождают, все время в голове вспоминается возглас технолога "кто так организовал процесс, зачем все так хаотически передвигаются". На такое даже можно не отвечать все ответы уже у всех созрели. Так что основное правило обучения, увидеть все своими глазами (Гембу генбуцу как говорят японцы) и решай все на месте.
+1 #3 Быховцов Максим А. 29.08.2009 18:35
Дмитрий, большое спасибо за подготовленный материал - планирую его использовать при подготовке семинара-тренин га. Есть еще интересное упражнение с стаканчиками (из американского курса по БП), которое показывает эффективность работы в потоке одного изделия - если это интересно, готов поделиться.
Считаю, очень полезным и необходимым продолжение цикла статей по семинарам-трени нгам, которые осветили бы конкретные инструменты бережливого производства (5S, TPM, быстрые переналадки и т.п.).
#4 Дмитрий Стукалов 31.08.2009 06:23
Максим, спасибо за положительную оценку материала. Безусловно, было бы интересно увидеть различные варианты тренинговых упражнений по бережливому производству. Присылайте Ваши материалы - опубликуем. В личном сообщении я расскажу более подробно.
+1 #5 Андрей Насонов 07.02.2011 11:10
Дмитрий,добрый день.
Примите благодарность за интересный материал.Надеюс ь каждому руководителю, который внедряет и продвигает идеи бережливого производства данная статья будет "настольной книгой" - "методичкой" по организации и проведению обучающих мероприятий. СПАСИБО!
#6 Романова Елена 21.03.2011 12:54
Цитирую Быховцов Максим А.:
Дмитрий, большое спасибо за подготовленный материал - планирую его использовать при подготовке семинара-тренинга. Есть еще интересное упражнение с стаканчиками (из американского курса по БП), которое показывает эффективность работы в потоке одного изделия - если это интересно, готов поделиться.
Считаю, очень полезным и необходимым продолжение цикла статей по семинарам-тренингам, которые осветили бы конкретные инструменты бережливого производства (5S, TPM, быстрые переналадки и т.п.).

Максим, день добрый, а упражнением со стаканчиками поделитесь?
#7 Аделина Черкасская 15.04.2011 20:57
Очень полезная статья. Спасибо, Дмитрий.
Хочу поделиться своими идеями. Иногда полезно, чтобы сами разработчики инструкциий свежими глазами посмотрели на свою работу и работу своих коллег. И получили обратную связь, не только от тренера, но и друг от друга. Для этого я прошу писать инструкции на больших листах формата, А1. Затем группы разработчивов меняются местами по часовой стрелке и оценивают инструкции друг друга в 3 этапа:
1. Что непонятно илир допускает двойное толкование.
2. Что хорошо и чётко изложено.
3. Чего не хватате и нужно добавить.
Для каждого вида оценки можно дать свой цвет маркера. Таким образом каждая команда прочитает все инструкции и сможет лучше оценить и свои усилия и работу коллег. Можно также выбрать ту команду разработчиков, которая создала лучшую инструкцию, с наименьшим числом уточнений. дополнений и исправлений.
И , конечно же, тренер акцентирует внимане на тех ляпах, которые не заметили при редактировании. И тех находках, которые были сделаны.
Я ещё рассказываю о важности тщательной проработки теста на согласоании документов.

Присоединяюсь к просьбе об упражнении со стаканчиками. :-)
+1 #8 Александр Филонов 16.04.2011 06:22
Цитирую Аделина Черкасская:
Очень полезная статья. Спасибо, Дмитрий...

Присоединяюсь к просьбе об упражнении со стаканчиками. :-)


Да… Никакая инструкция не расскроет секрет “упражнения со стаканчиками”. :-) Это как секрет “дамасской стали”. Кто-бы что ни писал, не пытался повторить, – все равно останется сомнение, что это действительно ОНО.
Но можно попробовать…

Каким оно может быть? В чем суть? Можем себе представить?

Необходимо сравнить массовое производство с бережливым.

Типичное массовое производство выпускает продукцию партиями (много штук в одной партии).

Идеальная модель бережливого производства – единичный поток (single piece flow). Максимальный размер партии – 1 штука (одна штука в партии).

Задача “упражнения со стаканчиками” - показать, что во втором случае, (single piece flow), пользы будет больше, чем в первом (будет гораздо быстрее, качественнее, лучше).
Для чего нужны стаканчики? ;-) - Думаю ответ на это вопрос дал еще Винни-Пух. - В них можно класть полезные вещи. На них можно делать надписи (инструкции).

Цитата:
“— Вот это надпись так надпись!— с уважением сказал Винни-Пух.

— Ну, если уж всё тебе сказать, тут написано полностью так: “Поздравляю с днём рождения, желаю всего-всего хорошего. Твой Пух”. Я не посчиталась с расходом графита.

— Чего? — спросил Пух.”
То есть стаканчики можно заменить любой другой емкостью. А можно и вообще без них обойтись.
У ослика был только один шарик. Нам же необходима партия.

Партия – это набор каких-то предметов, которые помещаются в стаканчик. Или же набор стаканчиков, которые помещаются один в другой. На них можно делать надписи (маркировать).

К примеру, взять игральные кубики (dice) и отмаркировать одну из сторон. Задача упражнения - быстро найти маркировку конкретного кубика в процессе, сделать какие-либо операции (понарошку) с ним (например записи, подсчет очков и т.д.) и передать на следующий этап процесса.

Представьте теперь - много кубиков, у каждого из которых есть надпись (маркировка) на одной определенной стороне.

Проводим 1-й эксперимент. Загружаем первую партию кубиков в стаканчик, передаем первому рабочему. Он должен высыпать кубики, найти среди них кубики, например, с маркировкой на стороне №2, сделать запись, засыпать кубики обратно в стаканчик и передать WIP в следующий цех… и т.д. Регистрируем Lead Time от входа партии в конвейер до выхода партии с конвейера. Загружаем вторую партию кубиков в стаканчик и т.д.

Предлагаем команде улучшить процесс. (Разрешаете сделать только часть улучшений – например передвинуть что-то в процессе, стандартизировать размер партии, увеличить уменьшить такт тайм и т.д. Но не сразу – давать возможность перейти на single piece flow. Пусть попробуют другие варианты). Они что-то улучшают. Продолжаем эксперименты.

Проводим 2-й (3,4,5-й…) раунд. Наконец, приходим к самому лучшему варианту – например, никаких стаканчиков (или стаканчик с одним кубиком внутри – single piece flow). Первый рабочий (к примеру) берет только по одному кубику и ищет сторону маркировки и потом, не переворачивая, кубик передает дальше по процессу. Если маркировка его – рабочий регистрирует, нет – передает (не переворачивая) кубик следующему рабочему и т.д.

Сравниваем результаты улучшенного процесса (single piece flow) с результатами 1-го эксперимента. Что получилось? :-)

Цитата:
«Мне очень приятно,— радостно сказал Пятачок,— что я догадался подарить тебе такую Вещь, которую можно класть в этот Полезный Горшок!

Но Иа-Иа ничего не слышал. Ему было не до того: он то клал свой шар в горшок, то вынимал его обратно, и видно было, что он совершенно счастлив!»
P.S. Все это называется – симуляция (не игра!). Должна быть максимальна приближена к производству на котором Вы проводите тренинг (т.е. в инструкциях рабочему получившему кубик – если это фрезеровщик – снять размер с отмаркированной стороны, если это сборочный конвейер – включить элементы лего, если офис – использовать карточки (документы) вместо кубиков etc).

Hope this clear. :-)

Удачи в стаканчиках!
#9 Аделина Черкасская 16.04.2011 15:24
Спасибо!
Главное, что понятна идея. Доработать можно под задачу. А мы клеили кружочки. Но идея та же.
#10 Дмитрий Стукалов 16.04.2011 17:48
Александр,
А может быть уже своими знаниями системно делиться начнете? Скажем, в виде статей или заметок блога? Ведь не лень же было такой коммент накатать!

Аделина, упражнение со стаканчиками я видел в одной из западных презентаций. Там требуется много реквизита: 4 стаканчика с крышками и трубочками (как в МакДональдсе для сока), подставка под эти стаканчики и, действительно, наклейки. На одном из зарубежных сайтов я даже видел, что продают набор для организации этой игры. Но именно поэтому я и поридумал блокнотики. Реквизита минимум и он общедоступен. К тому же лучше виден процесс превращения сырья в готовую продукцию. А уж простор для творчества огромнейший!
#11 Аделина Черкасская 16.04.2011 19:24
Дмитрий!
Я тоже делала с участниками тренинга блокнотики. Только форму блокнотов слямзила у казахстанско-яп онского центра. Форма интересная. Там можно много чего улучшать в процессе именно благодаря форме. И приём блокнотов по качеству я сделала так: вырезала 3 шаблона не проходной, проходной для 2 сорта и проходной для 1 сорта. Таким образом, появился объективный критерий приёмки. Получилось неплохо. Только я использовала блокноты для работы с рисками и улучшения процесса. Улучшениями, связанными с устранением потерь. Не для демонстрации преимуществ создания потока. Так что ещё одно упражнение в копилку. :lol: