Печать
Категория: Управление изменениями

2% людей - думает, 3% - думает, что они думают, а 95% людей лучше умрут, чем будут думать.

Джордж Бернард Шоу.

 

Бережливое производство (Lean) помогает, изменяя способ мышления, менять свое поведение. Результатом является достижение поставленных целей.

Что если цель - увеличить доход? Самой большой помехой прибыли являются шаблоны нашего мышления. Возможно ли их изменить?

Рассмотрим простую схему:

 

 

Может неполно, но всё верно. Вроде бы.

В чем опасность такого мышления?

Оно фокусирует наше внимание на том, на что мы не можем повлиять (или повлиять незначительно), на том, что нас беспокоит.

При этом мы уделяем минимум внимания тому, что мы действительно можем изменить, но как ни парадоксально, нас это беспокоит значительно меньше!

Вы можете до хрипоты убеждать себя и других, что надо изыскать резервы, снизить цену, увеличить продажи – но это пустое.

Фундаментальное правило Lean: «без неукоснительного стандарта выполнения операций ценных для клиента предприятие теряет деньги». Сегодня и завтра.

Человек решившийся улучшить свою физическую форму должен хорошо питаться и заниматься спортом. Но если он будет только больше есть и пить, то добьётся обратного эффекта.

Проще начать с простых, но постоянных упражнений, а организм сам потребует необходимого питания.

Так и в бизнесе.

Значительно полезнее для «здоровья» организации улучшать качество выполнения рабочих операций ценных с точки зрения клиента. Повышение их эффективности (безопасность, скорость, исключение потерь) потребует от сотрудников переосмысления каждого элемента своей деятельности, что без сомнения отточит трудовые навыки. В идеале, каждый должен уметь создать и исполнить стандарт своих трудовых обязанностей (не всех, но ключевых – обязательно; бонусом здесь будет снижение вариабельности, а значит и большая предсказуемость процессов).

Попробуйте сосредоточиться на осознании всем коллективом простой мысли: постоянно улучшать качество работы, строго соблюдать стандарты и правила – это единственный способ сохранить компанию и работу!

Повышение квалификации специалистов всех уровней одновременно увеличивает конкурентоспособность компании и защищенность персонала от безработицы.

 

К чему это приведет?

 

Упрощенная логическая цепь:

Теперь мы можем с пользой для себя прочитать схему:

 

Что или кто для этого требуется?

 

Нужен высококвалифицированный, энергичный сотрудник. Который никому не может позволить нарушения безопасности и качества исполнения работ. Готовый и учиться и передавать свои знания (отмечу – он должен быть обучен работе с информацией, «научен учиться и учить»).

А главное, все его действия должны быть основаны на понимании простого факта «проблемы компании – это мои проблемы».

 

Всего один сотрудник.

 

Один сотрудник – для одного (каждого) конкретного рабочего места.

 

Где взять и как всё это сделать?

 

Большинство руководителей идет по легкому и бесперспективному пути. Они открывают высокооплачиваемые вакансии или штрафуют за нарушения. На этом они считают свои обязанности исчерпанными и готовятся пожинать плоды, «корректируя выстроенную систему» грозными замечаниями или письменными директивами.

Пять минут непредвзятого размышления покажут нам прямую аналогию такого отношения с приобретением неодушевленного предмета. «Плачу хорошие деньги – ожидаю отличной работы» - эта, в общем-то, обоснованная мысль толкает отношения «работник – работодатель» на наклонную плоскость финансового мотивирования. Это иссушает взаимоотношения и ставит обе стороны в заведомо проигрышную позицию: либо руководитель становится заложником ухода специалиста за +20%, либо работник превращается в зафлаженного волка, готового рвать и метать, но не оказаться «на ковре» или в качестве коврика у порога.

Второй путь трудней физически, сложней психологически, а главное, он непрерывен и бесконечен. Избравшие его должны уметь получать особую радость – радость преодоления трудностей.

Этот путь - обучение персонала.

Борьба со своим эго, с непониманием окружающих, с «медвежьим» желанием подсказать или сделать самому, контроль эмоций, умение доверять людям и не верить им на слово, делегирование полномочий и постоянная демонстрация личного примера – это далеко не полный перечень лидерских вериг.

Попытка быть «эталоном» на работе и таким, «какой ты есть настоящий» вне её может быть (и будет) воспринята как провальное лицемерие и зачеркнет все ваши усилия.

Одним из самых удачных вариантов, мне представляется тот, при котором первый руководитель является и инициатором и проводником изменений в компании. Очень важно личное участие, ведь не «наступая на грабли», т.е. стремясь избежать потери лица, руководитель ставит себя выше остальных (чего люди, как известно не прощают) и … одновременно утрачивает качественное (детальную и динамическую сложности) восприятие проблем, а в итоге принимает неверные решения.

Считаю, что современному руководителю жизненно необходимо уметь неоднократно переосмысливать сложившийся порядок (как мы это проделали с вышеприведенной схемой), рассматривая его с точек зрения максимального количества лиц, которые могут повлиять на ситуацию, и не в последнюю очередь рабочего коллектива.

А так как ошибки неизбежны, следует сделать их виртуальными, т.е. учебными. Необходимо научиться совершать ошибки без отрицательных последствий, фиксировать их, создавая систему предотвращения.

Попробуйте построить систему внутрифирменного повышения квалификации на каждом рабочем месте – это один из самых действенных способов укрепить иммунитет вашей компании.