Как соотносятся бережливое производство и экономический кризис? Рассуждения на эту тему последнее время часто появляются в периодических публикациях. Связано это с  естественным желанием одних (например, руководителей предприятий) понять, а других (например, консультантов) объяснить - а стоит ли этим (бережливым производством) заниматься во время кризиса? Стоит ли наводить порядок на рабочих местах (5S), когда и рабочих мест почти не осталось? Стоит ли что-то улучшать (Кайзен) когда главная задача - сохранить, то, что осталось? Стоит ли внедрять «точно вовремя» (just-in-time), когда производство и так работает с перебоями? И вообще, стоит ли отвлекаться от увлекательного процесса выживания и тратить силы на поиски потерь едва ли не остановившегося производства?

 

Позволю себе привести цитату из предисловия к «Бережливому производству» Вумека и Джонса [1]. Предисловие написано двумя мэтрами в области качества: членом Международной гильдии профессионалов качества - Ю.П.Адлером и действительным членом Академии проблем качества - В.Л.Шпером. Авторы предисловия отмечают, что для внедрения бережливого производства не требуется закупка нового оборудования, перехода на новые технологии, внедрение дорогих информационных систем, нужно всего лишь изменить культуру управления предприятием, «...систему взаимоотношений между различными уровнями и подразделениями предприятия, систему ценностной ориентации сотрудников и их взаимоотношения». И далее: «К сожалению, вот это всего лишь сделать иногда труднее, чем найти деньги на закупку той или иной «железки». Именно поэтому, и это подчеркивают авторы (Вумек и Джонс - пояснение LeanAdmin), переход от массового производства к бережливому реально легче всего осуществить во времена кризисов или любых иных потрясений и переломов. Другими словами, у российских предприятий, большинству из которых как воздух нужен реинжиниринг или реструктуризация, есть возможность выбрать путь не технократической, а культурной реструктуризации».

Как видно, авторы цитаты вполне недвусмысленно указывают не только на возможность внедрения бережливого производства в период кризиса, но и на то, что как раз в кризис это сделать проще! Что ж, предисловие написано в относительные благоприятные для экономики времена. Может быть сейчас, когда беда уже за окном, точка зрения изменилась? А ведь нет, не изменилась! Познакомившись более чем с десятком публикаций, ни в одной мне не удалось найти сколь-нибудь серьезного диссонанса в суждениях. В одном сходятся все - кризис это стимул для решения самых трудных проблем, в том числе и внедрения бережливого производства. Те, кто использует кризис для развития, получат конкурентные преимущества при выходе из него.

Так значит вот оно - время перемен! Вот она - возможность все изменить к лучшему! Но... Давайте оглядимся. Время перемен есть, а вот перемен и даже попыток перемен по-прежнему мало. Пожалуй, их даже меньше чем в более стабильные времена. Возможно, кто-то возразит - как нет перемен? Предприятия, оказавшись в тяжелом экономическом положении, делают максимум для того, чтобы выжить. Сокращается персонал, уменьшаются непродуктивные расходы (на рекламу, новые технологии), сокращаются затраты (например, на заработную плату), реализуются излишки и неликвиды, производятся структурные преобразования и т.п. Разве это не есть бережливость?..

Что делает человек, когда ощущает угрозу? Очевидно, разные люди в опасной ситуации ведут себя по-разному. Кто-то цепенеет от испуга, кто-то стремглав бежит от угрозы прочь, а кто-то готов принять вызов и бороться до последнего. Кризис - это вызов! Вызов основам организации производственных и финансовых отношений. В кризисной ситуации тоже есть выбор. Можно стать рабом заржавевшего, неисправного производственного механизма и все силы потратить на его обслуживание, а можно использовать кризис как испытание этого механизма на прочность, как средство для поиска неполадок и источников проблем.

Так может быть пора уже перестать бояться? Ведь страх происходит от невежества. Невежество - одно из самых страшных порождений человеческой лени, которая, в свою очередь, основана на самодовольстве и плоском восприятии окружающего мира на основе своего «жизненного опыта». Приведенный выше пример бережливости - наглядная иллюстрация невежественного отношения к вопросам управления и нежелания извлечь урок из сложившейся экономической ситуации. Не буду призывать к тому, чтобы начать жить по-новому. Как метко заметил Эдвард Деминг: «Вы можете не изменяться, выживание не является обязанностью».

 

Литература

 

1. Вумек Джеймс П., Джонс Дэниел Т. Бережливое производство: Как избавиться от потерь и добиться процветания вашей компании / Пер. с англ.- М.: Альпина Бизнес Букс, 2004.- 473 с.- (Серия «Модели менеджмента ведущих корпораций»).

Комментарии   

-1 #1 Алексей Васильев 06.03.2009 11:50
Рассуждая о стиле управления современных российских компаний, я обычно употреблял слово "некомпетентнос ть", но вынужден признать, что "невежество" гораздо ближе к истине. Действительно, методы управления иных "боссов" просто примитивны. Какая-то дремучая крестьянская логика. С другой стороны, откуда взяться образованности, если в стране нигде не учат управлять коллективом. (Ну не вышли мы пока на тот уровень накопления опыта по менеджменту, чтобы учить этому в институтах.) Но путь-то все равно один: любыми средствами образовываться надо и окультуриваться .